Какие корни пустил низкий уровень МРОТ

В нынешнем году было выявлено более 16 тысяч руководителей предприятий и организаций региона, выплативших заработную плату почти 100 тысячам работников ниже минимального уровня, установленного трехсторонним соглашением «О минимальной заработной плате в Волгоградской области».

Эти данные озвучил управляющий ОПФР по Волгоградской области Владимир Сальный на расширенном заседании комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению результативности бюджетных расходов.

Упомянутая комиссия, заседание которой провел вчера губернатор Сергей Боженов, подвела промежуточные итоги деятельности уполномоченных органов по увеличению сборов в бюджет региона.

Как было отмечено министерством финансов региона, за 9 месяцев 2012 года доходная часть консолидированного бюджета Волгоградской области (с учетом безвозмездных поступлений) исполнена в сумме 56,98 млрд. рублей или 63,7% к годовым бюджетным назначениям. Относительно аналогичного периода прошлого года поступления доходов составили 100,7%. При этом, как особо подчеркивалось, проблемным остается вопрос организаций, которые выплачивают заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

К итогам совещания, которое прошло в Волгограде, вернусь несколько позже. А сейчас для осмысления проблемы, корни которой, как представляется, начинаются отнюдь не на почве отдельно взятого региона, есть смысл обратиться к некоторым другим фактам.

Вспомним, например, о том, что несколько дней назад Госдума приняла в третьем чтении закон, повышающий с 1 января 2013 года МРОТ с нынешних 4611 рублей до 5205 рублей в месяц. Между тем, он так и не достиг прожиточного минимума, составляющего шесть с половиной тысяч рублей.

Напомним и о том, что ранее представители комитета Госдумы по труду и социальной политике подготовили законопроект, который предполагал в 2012 году троекратную индексацию МРОТ и увеличение его к октябрю до названной суммы прожиточного минимума. Однако проект закона не был согласован с правительством и депутаты вынуждены были отложить обсуждение этой инициативы.

Выступая в Госдуме, глава Минтруда Максим Топилин убеждал депутатов, что за девять месяцев 2012 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 12,5 %, тогда как в прошлом году она доходила до 15 %. Но при этом министр, видимо, напрочь забыл о том, что именно Минздравсоцразвития, которым в тот момент руководила Татьяна Голикова, добилось того, что расчет этого самого минимума, а с ним и МРОТ перестал соотноситься с реальностью даже приблизительно.

Одним из краеугольных камней расчета прожиточного минимума и в какой-то мере МРОТ (мы ведь знаем, что последний не соответствует первому) является потребительская корзина. По правилам, структура потребительской корзины, включающая минимально необходимый для жизни россиянина набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, должна пересматриваться раз в пять лет. Такая норма закреплена в законе о прожиточном минимуме, который, как уже было сказано, рассчитывается на основе упомянутой корзины.

И вот в ноябре 2010 года Госдума приняла правительственный закон "О потребительской корзине в целом по РФ в 2011-2013 годах", который сохраняет потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в составе и объемах, предусмотренных аналогичным законом от 31 марта 2006 года. То есть продляет срок действия старых расчетов с 5 до 7 лет. С предложением нарушить закон "О прожиточном минимуме в РФ", заморозив на два года действующую структуру потребительской корзины, выступило как раз Минздравсоцразвития.

К тому моменту, когда ведомство Татьяны Голиковой озвучило свою инициативу, существующая потребительская корзина уже пережила и подорожание продуктов осенью 2007 года, и первую волну мирового финансового кризиса, и всероссийскую засуху со всеми ее последствиями. Она полностью устарела и не отвечала уже никаким нормам. Пересмотр показателей был необходим. Именно в этот момент и поступило предложение не рассчитывать корзину по-новому, а заморозить ее на два последующих года, чтобы продолжать жить по рассчитанным пять лет назад нормам.

Правда, чиновники пообещали через два года рассчитать корзину по-новому. Речь зашла о том, что нужно "рассчитывать долю в корзине непродовольственных товаров и услуг на основе фактического потребления малоимущих семей". Такое заявление означало, что до сих пор названная доля не соответствовала действительности. Вот эта потребительская корзина и лежит сегодня в основе всех расчетов. И, несмотря на это, МРОТ не в силах догнать прожиточный минимум, уже давно таковым не являющийся.

Два года назад, осенью 2011 года эксперты уже заявляли, что около 80 % россиян получают зарплату, не обеспечивающую их минимальные жизненные потребности. Они поднимали речь о необходимости приравнять МРОТ хотя бы к существующему прожиточному минимуму. Более того, уже тогда звучали требования о пересмотре методики формирования этого минимума. Предлагалось сделать его реально отражающим минимальные расходы населения – 16-17 тысяч рублей в месяц. И такого же размера должна быть минимальная зарплата.

Представители власти ответили, что в стране с дорогим трудом и плохими институтами, низкой производительностью труда, тотальной коррупцией, отвратительной бюрократией и нечеткими правилами игры о таком МРОТ и речи быть не может.

И что же после вот такого «стратегического» подхода остается делать регионам? А то, чем и занимается - а куда деваться?- Волгоградская область: ручным управлением работы по пополнению консолидированного бюджета. Тут тебе и министерство финансов, и министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций, министерство по труду и занятости, Отделение Пенсионного фонда России по Волгоградской области и Управление федеральной налоговой службы.

Более того, во всех муниципальных образованиях региона в рамках работы муниципальных комиссий по пополнению доходной части местных бюджетов рассматриваются вопросы увеличения заработной платы работников, которая, как следствие, должна привести к росту налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

На заседания приглашаются работодатели, выплачивающие заработную плату ниже установленного в Волгоградской области минимального размера, имеющие задолженность по выплате заработной платы и по налогу на доходы физических лиц, также работодатели, допустившие снижение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Данные списки представлены в министерство финансов, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций, органы местного самоуправления для проведения адресной работы с работодателями. Кроме того, указанная информация направлена в управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области, которая активно проводит работу с предприятиями, нарушающими права граждан, и в государственную инспекцию труда по Волгоградской области.

Итоги совместной работы с органами исполнительной власти показали, что одной из форм эффективного взаимодействия по решению данного вопроса остаются межведомственные комиссии, проводимые при администрациях муниципальных районов, а также комиссии при территориальных Управлениях ПФР.

И вот результат, который был озвучен вчера на заседании комиссии под руководством губернатора Сергея Боженова: на 20 ноября из 16 606 плательщиков, осуществляющих выплату заработной платы ниже установленного в регионе минимума, приглашено на комиссии всех уровней 13,5 тысяч или 80% работодателей. При этом 1 262 плательщика (10%), заслушанных на комиссиях, повысили заработную плату до установленного в регионе минимума в третьем квартале 2012 года. В результате в пенсионный фонд дополнительно поступило 26,5 млн. рублей, восстановлены нарушенные права 13 тысяч граждан;

По информации начальника УФНС России по Волгоградской области Дмитрия Фотинова, налоговыми органами региона на постоянной основе ведется работа комиссий по легализации объектов налогообложения в части «теневой» заработной платы. После рассмотрения на заседаниях комиссий и проведения прочих мероприятий по легализации налоговой базы повысили заработную плату 3 506 налогоплательщиков, или 75,2% от общего количества заслушанных

За 9 месяцев 2012 года дополнительные поступления НДФЛ по результатам работы комиссий по легализации «теневой» заработной платы в налоговых органах области составили 20,0 млн. рублей, по результатам муниципальных комиссий по пополнению доходной части бюджетов по 15,9 млн. рублей.

А теперь представьте себе, какими могли бы быть результаты этих, пусть даже и в ручном режиме, усилий, направленных на пополнении регионального бюджета, если бы МРОТ реально отражал минимальные расходы населения? Так не здесь ли «собака порылась»?

В подтверждение этого посыла сошлюсь на недавний опрос жителей России, который показал, что, по мнению населения, зарплата должна быть втрое выше среднестатистической - 77 500 рублей, это более 1900 евро. Самые большие аппетиты у москвичей, которые считают средней зарплату в 115 000 рублей (2860 евро), наиболее скромные запросы в Волгограде - 48 000 (1200 евро).

Между тем, как сообщает сегодня Интерфакс, государственная статистика исправно "увеличивает" россиянам среднюю зарплату - так в октябре среднестатическому работающему россиянину якобы платили - 26 300 рублей, это около 650 евро.

Еще несколько любопытных, что называется по поводу, фактов был озвучен вчера на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа по вопросам противодействия налоговым преступлениям и правонарушениям под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Сергея Воробьева.

Так вот, в ЮФО каждая вторая организация-налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов и сборов. Выяснилось, что с начала текущего года задолженность налогам и сборам в целом по округу увеличилась на 13 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. На 1 октября недоимка составляет почти 61 миллиард рублей.

Из 119,6 тысячи постановлений налоговых органов о взыскании налогов, направленных еще в 2011 году, исполнено менее четверти. Качество материалов, направляемых налоговыми органами в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, таково, что по 80 процентам из них в возбуждении уголовных дел отказано. А само количество выявленных налоговых преступлений сокращается. И если в целом ущерб от налоговых преступлений составил за два последних года 3,8 миллиарда рублей, то правоохранительными органами в казну возвращено только 2,4 миллиарда.

А мы все «комиссии заседаем», все перекладываем на муниципалитеты, на министерства, которым бы свою непосредственную работу качественно думать и качественно исполнять, на губернаторов, у которых и без того дел невпроворот, но сбор налогов объявляется едва ли не важнейшим критерием эффективности их работы. А по-другому, выходит, никак нельзя? По всему выходит, что нельзя. Ну, и жаль, что нельзя..
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий