Многие СМИ Волгограда сообщили о том, что восемь начинающих фермеров из разных региона «признаны победителями конкурса на получение бюджетной поддержки для создания и развития крестьянских хозяйств, а также единовременной помощи на бытовое обустройство». Максимальный размер гранта составляет 400 тыс. рублей, единовременной помощи — 100 тыс. рублей. Начинающие фермеры должны освоить деньги в течение года. Они планируют потратить средства на приобретение, семян, техники, удобрений и ядохимикатов, а, главное, сельскохозяйственных животных. Между тем стало известно , что общая сумма государственной поддержки животноводства, предоставленной сельхозтоваропроизводителям Волгоградской области за последние 5 лет, составила 2,15 млрд. рублей. Однако, несмотря на значительный объем государственного субсидирования, действовавший механизм его предоставления во многих случаях приводил к «распылению» бюджетных средств и неэффективности бюджетных вложений. К такому выводу пришла региональная КСП, завершив аудит эффективности государственной поддержки животноводства.
По мнению проверяющих, на неэффективность государственной поддержки повлияли такие факторы, как низкий объем ставок отдельных видов субсидий, отсутствие определенных требований и ограничений при их выделении, разовый характер некоторых выплат, несвоевременное информирование сельхозпроизводителей о новых видах субсидий и др.В итоге – в 18 районах Волгоградской области за последние 5 лет прекратили свою деятельность 79 сельхозтоваропроизводителей, получивших субсидии на общую сумму 69 млн. рублей.
Положительный результат финансово-хозяйственной деятельности большинства сельскохозяйственных организаций, как выяснилось в ходе аудита, напрямую зависел от оказанной государственной поддержки. Например, только 2 предприятия из 9 проверенных получателей субсидии на развитие племенного животноводства – ЗАО АФ «Восток» Николаевского района и ООО СП «Донское» Калачевского района – на протяжении всех лет работали с прибылью и положительной рентабельностью и без учета государственной поддержки. В то же время деятельность 3 других проверенных предприятий, даже с учетом полученной субсидии, была убыточной.
Кроме того, ОАО «Волгоградское» - единственное в области предприятие по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных – в настоящее время уже не имеет быков-производителей. В наличии у предприятия – только банк семени для долговременного хранения, реализация которого ежегодно снижается, и 10 млн. руб. задолженности перед областным бюджетом, образовавшейся из-за того, что с ним не рассчитались лизингополучатели племенных животных.
Оказанная в 2011 году господдержка племенного животноводства в целом способствовала увеличению по области численности КРС. Так, согласно статистическим данным у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ, поголовье КРС увеличилось за полтора года в 3 раза. При этом производство КРС на убой (в живом весе) у них возросло всего лишь на 19%, а в сельскохозяйственных организациях и вовсе на 15 процентов уменьшилось.
Таким образом, как выяснилось в ходе контрольных мероприятий, значительный рост поголовья КРС в К(Ф)Х и у индивидуальных предпринимателей может носить и «виртуальный» характер, поскольку документально поголовье животных никак не подтверждается и зависит только от того, как «сочтут нужным» указать его численность в статотчетности. Так, например, у трех проверенных индивидуальных предпринимателей Клетского района, получивших в общей сумме 1,8 млн. руб. субсидий на поддержку животноводства, документов на приобретение коров не было, их учет в похозяйственных книгах ЛПХ не велся, и по данным районной ветслужбы за ветеринарной обработкой КРС они не обращались.
Таким образом, стабильной динамики по поголовью племенных животных посредством субсидирования племенного животноводства в регионе добиться не удалось. Вместе с тем уже упомянутое ООО «СП «Донское» – племзавод по разведению КРС голштинской породы – получив в 2006-2011 годах в лизинг из Германии, Дании и Австралии 878 племенных животных, на начало 2012 года имело 1647 голов КРС. Примечательно, что средний надой молока от 1 коровы в 2011 году составил здесь 7770 кг, что на 6% выше среднего показателя по надоям молока этой породы в племенных заводах страны (7340 кг).
Основными производителями животноводческой продукции в области (75%) являются личные подсобные хозяйства. Тем не менее, господдержку ЛПХ (а Волгоградская область – одна из немногих, где таковая оказывалась) КСП также признала неэффективной. Во-первых, финансовая помощь была оказана в среднем лишь 10% от общего числа ЛПХ в области, а во-вторых, ее размер на протяжении ряда лет не менялся и составлял, к примеру, 1,5 рубля за 1 кг реализованного мяса и 60 копеек за 1 кг молока. Причем до 2010 года размер субсидий и сдатчикам (гражданам, ведущим ЛПХ), и заготовителям, и администрациям поселений был установлен в равных долях, при том что основные затраты на выращивание животных несли владельцы личных подсобных хозяйств.
Условия реализации производимой продукции животноводства на территории региона, как выяснилось в ходе аудита, для сельхозтоваропроизводителей тоже не вполне выгодны. Поэтому многие получатели господдержки свою продукцию в значительных объемах реализуют за пределами Волгоградской области. К примеру, ОАО «Краснодонское» вывозит в другие регионы 36% продукции свиноводства и 41% продукции птицеводства, Еланский маслосыркомбинат – 76,5% сыра и 92% масла.
Выработанные в ходе аудита эффективности предложения КСП по оптимизации сельскохозяйственной отрасли в Волгоградской области в региональном Министерстве сельского хозяйства назвали «новыми подходами в секторе АПК» и, что особенно важно, уже приступили к их реализации