Приятно, кончено, что теперь Депардье – наш соотечественник. Еще приятнее будет, если им станет Бриджит Бордо. И, в общем-то, Путин поступил правильно, предоставив любимцу советских и российских женщин гражданство страны. И правильно сделает, если предоставит его любимице советских и российских мужчин. Но все-таки интересно, станут ли французские актеры, получившие российские паспорта, знаменитыми российскими актерами, или останутся французскими. Еще интереснее, кем себя считает Депардье: гражданином России или "гражданином мира".
Приятно, что он связывает свое решение о получении российского гражданства не только с низким подоходным налогом, но и с тем, что его отец был коммунистом, а сам он с увлечением слушал "Радио Москвы". Но останется ли он гражданином России, если в ней будет повышен подоходный налог, или, обидевшись, швырнет и ее паспорт? Во втором случае получится вполне определенно: "Родина там, где нужно платить меньше".
Можно спорить, оправдан или не оправдан налог на богатство в 75 %. Особенно в современном мире, где для того, чтобы уклониться от его уплаты на законных основаниях, достаточно сесть в самолет и вылететь в другую страну, с более низким налогом.
Более того, если есть некая логика в столь высоких налогах на людей, имеющих богатство за счет присвоения чужого труда – банкиров, владельцев нефтяных компаний, то в случае с богатством киноактера (или писателя, художника) речь идет о богатстве, созданном за счет своего собственного труда и своего собственного таланта. И в этом отношении применительно к Депардье такой налог просто несправедлив. Во всяком случае, применительно к доходам от его творчества, а не от бизнеса, который у него тоже есть.
Но все же его отъезд из Франции был связан с нежеланием платить налог, то есть с отказом от помощи тем, кто в ней на его теперь уже бывшей Родине нуждался, потому что этот налог вводился для обеспечения социальных программ. Для того, чтобы люди могли получать образование, лечиться и иметь достойную старость. Получается, что Депардье отказался от помощи слабым.
А его отказ от французского гражданства был связан со вполне оправданным моральным упреком в его адрес со стороны премьер-министра, утвержденного парламентским большинством, за которое проголосовало большинство французов. И эпатажно брошенная Депардье реплика "Кто вы такой, господин премьер-министр, чтобы судить меня?" выглядела не очень прилично. Ведь тот – гражданин страны, которая тогда считалась для знаменитого актера его родиной. Кроме того, он премьер-министр Франции. А это статус, который вообще-то нужно уважать. В том числе потому, что занять этот пост ему позволило демократически выявленное согласие французов. То есть, бросив вызов и паспорт, Депардье бросил вызов гражданам Франции.
Во Франции сегодня есть те, кто говорит: "Если бы у меня было столько денег, сколько у него – я бы тоже уехал". В России сегодня есть те, кто говорит: "Если бы я имел гражданство Франции – я бы ни за что от него не отказался". И первых, и вторых роднит отсутствие чувства Родины. Первые готовы поменять его на то, чтобы у них осталось больше денег. Для вторых гражданство Франции – почти предел мечтаний, потому что она "не Россия", и потому что, как и двести лет назад, для них "французик из Бордо" значимее Пушкина и Ломоносова.
Еще раз повторюсь – приятно, что Депардье выбрал Россию и сегодня является гражданином нашей страны. Просто немного смущает, что он отказался от гражданства Франции потому, что пожалел денег на помощь небогатым французам.
Да, 75-процентный налог на талант несправедлив. Но бросать в обиде на правительство тех, кто нуждается в твоей помощи – тоже не слишком справедливо. Есть некий парадокс в том, что сын французского коммуниста, миллионер Депардье решил принять гражданство России, которая как минимум приостановила строительство коммунизма. И которая берет меньший налог с миллионеров, чем не строившая коммунизм Франция.
То есть сегодня в Россию едут миллионеры: одни – чтобы платить меньше налогов, другие – чтобы вывозить из нее новые миллионы.
Когда-то великий французский социалист-утопист Фурье описал свои социалистические фаланстеры, в которых нет частной собственности, но миллионеры и аристократы других стран терпеливо ждут своей очереди, чтобы быть принятыми в эти фаланстеры и отдать на их нужды свои состояния, потому что простой труженик фаланстера живет лучше, чем миллионер или князь иной страны. Но почему-то кажется, что он имел ввиду нечто иное, нежели современное российское общество.
Миллионерам сегодня лучше быть гражданами России, чем тех стран, которые когда-то были их Родиной. Когда то шутили, что Россия – Родина слонов. Скоро можно будет шутить, что Россия – Родина миллионеров и миллиардеров. И пока миллионеры едут в Россию, те, чьим трудом создано их богатство, либо из нее уезжают, либо в ней полунищенствуют.
И никто, в общем-то, не едет в Россию, чтобы в ней честно работать и зарабатывать. Если так, то Россия скоро станет раем для богатых и адом для честных людей. Живущие в ней будут тратить деньги на удовольствия и развлечения, но перестанут что-либо производить.
Теперь понятно, почему в России разрушают образование: потому что для обслуживания миллионеров нужны не образованные граждане, а покорные и услужливые.
Причем, миллионеры, уезжающие для экономии в Россию, естественно, сократят социальные бюджеты своих стран и обрекут их на сокращение социальных программ. И когда социальные расходы резко снизятся и на Западе, в России не будет уже никакого резона сохранять их даже на том не слишком высоком уровне, который еще остается. Ведь можно будет апеллировать к тому, что теперь каждый имеет возможность наняться прислугой к тому или иному миллионеру.
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ,
доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политической науки