Правительство рассматривает пенсии, как социальное пособие по бедности
Перед самым Новым годом и сразу после него, когда граждане России готовились к празднику и праздновали, был подписан ряд законодательных актов, вызывающих, мягко говоря, неоднозначную реакцию общества. Среди них оказалась и окончательная версия пенсионной стратегии до 2030 года, утвержденная премьером Дмитрием Медведевым, можно сказать, прямо перед открытием новогодней бутылки шампанского.
 
Зачем нужна очередная пенсионная реформа? Это – основной вопрос, на который у авторов стратегии четкого ответа нет. Конечной целью считается сокращение дефицита Пенсионного фонда, который в настоящее время составляет около триллиона рублей. Для этого не стоило городить законодательный огород, но предыдущая пенсионная реформа провалилась и надо срочно что-то поправлять.
 
Что же нам предлагают теперь?
 
Главный принцип будущей пенсионной системы – по-прежнему разные пенсионные права: особый порядок начисления пенсий госслужащим отменять никто не намерен. В проекте стратегии говорится о том, что нынешний порядок расчета страховой части трудовой пенсии никуда не годится – пенсионные обязательства не обеспечены ресурсами, дисбаланс растет. И Минтруд (основной автор стратегии) обещает, что будет создана понятная и прозрачная пенсионная система.
 
С одной стороны, это должно означать, что существующая ныне система не слишком понятна и отнюдь не прозрачна. С другой – в самом правительстве заявляют, что возможности "для каждого взвесить и посчитать на бумажке" будущую пенсию новая стратегия тоже не дает. Да и как она может дать такую возможность, если основа системы – пенсионная формула – до сих пор не готова?
 
Наконец, есть еще один вопрос, на который правительство не дает ответа с того момента, как было заявлено о дефиците ПФР: как именно он возник? Ни для кого не секрет, что этот дефицит образовался из-за тотального воровства. Из-за того, что в самых разных регионах строились дворцы для местных отделений ПФР. Из-за того, что руководящие работники фонда покупали себе за его счет квартиры. Из-за того, что миллионы рублей переводились со счетов ПФР неизвестно кем неизвестно куда. Из-за того, что даже официально на содержание аппарата Пенсионного фонда тратились немыслимые средства. Какая часть этих денег была возвращена? Нет ответа. Власть рассуждает так: лучше мы придумаем что-то новое, чем наводить порядок в том, что есть.
 
В основе проекта лежит либеральная концепция, основанная на весьма сомнительных постулатах. С одной стороны, утверждается, что с накопительной частью пенсии нужно что-то делать, иначе никакой адекватной суммы в старости граждане России никогда не получат. С другой стороны, речь идет о том, что пенсионное бремя для бюджета в перспективе станет неподъемным. В Минтруда уверены, что без проведения реформы размер пенсии невозможно будет поддерживать на социально приемлемом уровне, а потому "увеличится численность низкодоходных групп среди пенсионеров".
 
Откуда такая уверенность?
 
 Ведь стратегия развития пенсионной системы привязана к 2030 году, когда на пенсию начнет выходить средний класс. Почему, с точки зрения чиновников социального ведомства, эти люди должны пополнить число низкодоходных пенсионных групп? Или речь заранее идет о том, что их деньги исчезнут в недрах Пенсионного фонда?
 
Еще один замечательный момент: "Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться". Это как? Заработная плата в ближайшие годы резко вырастет? В это трудно поверить. Скорее всего, пенсии "усохнут". Зачем тогда нужна реформа? Зачем вообще иметь дело с ПФР, если в стратегии указывается на "отсутствие источника и механизма обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом возрастающих объемов"? Если чиновники профильного министерства открыто признают, что сохранность пенсионных накоплений гарантировать нельзя, зачем вообще отчислять часть своего заработка в такие институты?
 
Судя по всему, пенсионная стратегия провозглашает технические варианты создания видимости роста пенсий при одновременной минимизации государственных обязательств. Так, правительство в окончательном варианте стратегии уже не обещает нам пенсию в 40 % от заработка к 2030 году. А ведь это было одной из основ реформы: мы называем дату, когда, наконец, выполним правила Международной организации труда, членами которой являемся достаточно давно, и доведем-таки пенсионные выплаты до требуемого ею минимума. Пусть даже у нас это окажется отнюдь не минимумом. И вот сейчас правительственные Деды Морозы положили под елку сразу всем гражданам России свой замечательный подарок: пенсия составит только 35,4 % от среднего заработка.
 
А теперь вглядимся внимательно в слово "средний". Некоторые комментаторы уже написали, что мы возвращаемся к советской пенсионной системе. Это не так – мы возвращаемся к пародии на нее. В СССР, где далеко не на любую пенсию можно было прожить (в деревнях даже в конце 70-х – начале 80-х можно было встретить пенсионеров, получавших меньше 20 рублей пенсии, поскольку колхозная пенсия – особая статья), для расчета пенсионных выплат брали заработок последних двух лет работы. Тех лет, когда, по идее, человек получал наибольшую зарплату.
 
Что уж тут  греха таить: часто бывало так, что за два года до пенсии сердобольное начальство старалось повысить работнику оклад или увеличить идущие в расчет премии. Но если будущего пенсионера не устраивал заработок последних лет, он мог просить рассчитать пенсию, исходя из зарплаты за любые (подряд) пять лет трудовой жизни.
 
А что значит привязка пенсии к средней зарплате?
 
 В Минэкономразвития, например, считают, что если ориентироваться на коэффициент замещения среднего заработка пенсией, то это будет выгодно только гражданам с самым низким доходом. Ведь неспроста Международная организация труда рекомендует считать коэффициент замещения именно исходя из последних заработков человека. Все очень просто: усредненный заработок куда меньше утраченного. Наша зарплата увеличивается с каждым годом из-за инфляции, профессионального роста и целого ряда других причин. И вот итоги этого роста уменьшат исчислением среднего заработка. Разумеется, при таком подходе угроза снижения пенсионного обеспечения становится реальной.
 
В начале декабря экономисты Института Гайдара представили альтернативу правительственной стратегии развития пенсионной системы. Вариант "сногсшибательный": пенсионную систему России они хотят реформировать, отказавшись от выплаты традиционных пенсий. Их должна заменить не привязанная к возрасту "страховка от бедности", все остальное – вложения самих людей в свое будущее в условиях снижения налогов и максимально широких инвестиционных возможностей.
 

Реформаторы из правительства, пусть и не в столь экстремальной форме, но тоже рассматривают гарантированную государством пенсию, как некое социальное пособие по бедности. Причем безо всяких инвестиционных возможностей. 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий