Росстат подсчитал, что в минувшем декабре индекс потребительских цен ускорился до 0,5 % с ноябрьских 0,3 %, а с начала года он прибавил 6,6 %. В итоге рост цен в России в 2012 году все же превысил официальный прогноз властей в 6,5 %, а также рекордно низкий прошлогодний результат в 6,1 %. Однако, по мнению большинства экспертов, цены не остановятся, и инфляция снова может перейти на двухзначные показатели.
Прогнозы разных экспертов по инфляции на 2013 год отличаются друг от друга, но все они ждут роста цен. Например, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что инфляция вырастет до 8-9 %, и это не самый пессимистичный вариант. Согласно стрессовому сценарию, разработанному Минэкономразвития, инфляция снова станет двузначной, и составит 11,9 % к концу нового года. Очевидно, что она становится существенной экономической угрозой для России. Заметим при этом, что в большинстве европейских государств, а также в Канаде, США и Южной Корее потребительские цены на товары и услуги, наоборот, снижаются.
Одна из основных причин роста инфляции кроется в том, что цены на бензин в России растут опережающими темпами. После временной заморозки цен на ГСМ и, прежде всего, на бензин в разгар предвыборной президентской гонки крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с удвоенной силой стали компенсировать упущенные прибыли.
Даже согласно официальным оценкам Росстата, по состоянию на 17 декабря цены на автомобильный бензин в годовом выражении выросли приблизительно на 6,8 %, а с начала года средний прирост цен на все марки бензина составил порядка 7,7 %. Не лучше складывается ситуация и с дизельным топливом: к концу декабря оно подорожало на 10,2 %, что внесло существенный вклад в рост издержек производства промышленных предприятий и заметно разогнало инфляцию.
Рост цен на дизельное топливо сильнее всего бьет по АПК, который и так не может прийти в себя после практически 23-процентного обвала урожая летом прошлого года. Это выглядит как смертный приговор отечественной обрабатывающей промышленности и, прежде всего, сельскохозяйственному сектору – отсюда и повышение цен на продовольствие.
Особенно сильные опасения вызывает то, что скачок розничных цен на бензин, дизель и остальные ГСМ наблюдается на фоне стагнации отпускных цен НПЗ. Согласно оценкам того же Росстата, за период с января по ноябрь прошлого года темпы роста цен производителей на бензин составили менее 0,6 %. Тем не менее, это нисколько не помешало перекупщикам и АЗС поднять цены на заправках на 7,7 %.
Так или иначе, мы имеем ситуацию, при которой производители стараются придержать рост отпускных цен на свою продукцию в розничной торговле за счет снижения своих прибылей, для повышения конкурентоспособности. А нефтяные компании, перекупщики и АЗС, прекрасно осознавая свое монопольное положение на рынке и отсутствие альтернативы у потребителей, активно перекладывают свои издержки на плечи населения и задыхающейся промышленности. Пользуясь тем, что спрос на ГСМ крайне слабо зависит от изменения цен на топливо, а заменителей у нефтепродуктов нет, АЗС, контролируемые ВИНК и перекупщиками нефтепродуктов, стабильно завышают розничные цены на топливо.
Больше всего удивляет тот факт, что ускоренный рост цен на топливо, на долю которого приходится порядка 20-25 % себестоимости производимой в России продукции, наблюдается на фоне уверенного роста объемов производства нефтепродуктов. Согласно официальным данным, по итогам ноября прошлого года производство автомобильного бензина выросло на 10 %, а дизельного топлива – на 5,6 %.
Так почему же в России растут цены на топливо? Эксперты приводит основные причины. Это высокая степень монополизированности топливного рынка и наличие олигополистического сговора между крупнейшими нефтяными компаниями. Это искусственное накручивание розничных цен на бензин со стороны перекупщиков и АЗС – разрыв между отпускной ценой с НПЗ и ценой на колонке достигает 35-40 % или 7-8 рублей с тонны. Это неэффективность нефтепереработки – износ производственных мощностей у российских НПЗ достигает 60-65 %, а глубина переработки сырья приблизительно в полтора раза ниже, чем у конкурентов в США, ЕС, Японии и даже Китае.
Весьма существенный вклад в рост цен на бензин и прочие виды топлива вносит само государство. По экспертным оценкам и подсчетам самих нефтяных компаний, с которыми не спорят даже в правительстве, порядка 55-60 % отпускной цены на бензин на российских бензоколонках приходится на платежи ВИНК в пользу бюджета. Речь идет об уплате в бюджет НДПИ, акцизов, НДС и прочих налогов, которые поддерживают розничные цены на нынешнем высоком уровне. Судя по всему, никакого позитивного изменения на российском рынке нефтепродуктов и ГСМ в ближайшее время не произойдет, а значит цены на топливо продолжат расти опережающими темпами.