Если по факту, то можно констатировать: на состоявшемся в минувший четверг заседании депутаты Волгоградской областной думы продлили срок своих полномочий на шесть месяцев. На законодательном языке это звучит так: во втором окончательном чтении был принят Закон Волгоградской области « О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 25 октября 2008 г.№1751-ОД « О выборах депутатов областной Думы».
Как теперь определено, «днем окончания срока, на который избираются депутаты областной думы, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок его полномочий (незначительное исключение из этого правила сегодня во внимание брать не будем).
Но если первое изменение определяет правила политической игры под названием выборы на будущие периоды, то второе изменение имеет самое непосредственное отношение к сегодняшним думцам: «днем голосования на выборах депутатов областной думы является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий депутатов областной думы».
Срок полномочий нынешнего состава областной думы, как известно, истекает в марте. Но выборы, в соответствии с принятыми изменениями, состоятся теперь во второе воскресенье сентября, то есть восьмого числа. Можете проверить – полгода и получается. При этом говорить о том, что депутаты областной думы «узурпировали власть», не приходится, поскольку возможности такой игры установлены федеральным законодательством, а областной закон приводится в соответствие с ним.
Напомню, что 2 октября 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанным ФЗ был изменен единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (перенесён с марта на сентябрь).
Конечно, у депутатов, будь на то их воля, был выбор: сократить на полгода срок своих полномочий - и назначить выборы в областную думу уже на сентябрь нынешнего года. Но ведь и запрета продлевать самим себе полномочия до второго воскресенья сентября будущего года федеральное законодательство не устанавливает. В этих условиях полагать, что депутатский корпус добровольно пойдет на «обрезание» срока своих полномочий, было бы более чем наивно. Но дело здесь не только в их желании и возможности большинства, представленного в облдуме партией «Единая Россия» - правила игры на этой части политического избирательного поля определяются в совокупности с другими, даже более жесткими правилами: выборами губернатора.
И здесь уместно вспомнить, что в профильном комитете областной думы готовится к рассмотрению такой документ: «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 19.06.2012 № 62-ОД «О выборах Губернатора Волгоградской области», принятый, кстати, всего лишь семь месяцев назад. Он тоже приводится в соответствие с уже упомянутыми выше нормами федерального законодательства. Законопроектом также изменяются сроки для дополнительного выдвижения кандидатов, а также сроки проведения повторных выборов губернатора Волгоградской области.
Как принято, устанавливается, что настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Но вот какие появились вопросы: будет ли принят этот документ во втором чтении? Если да, то не потребуется ли уже через несколько недель вносить в него изменения? И еще вопрос, который можно - да и нужно!- поставить более жестко: а будут ли вообще проводиться прямые выборы губернатора в Волгоградской области? Почему так? Да потому, что на этой части политического поля «наперстки» передвигаются с такой быстротой, что все больше сомнений вызывает достоверность второй составляющей известной поговорки известных профессионалов. Забыли? Напомню: ловкость рук - и никакого мошенничества.
Актуальность вопроса в такой постановке лично для меня продиктована тем, что 23 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому регионы смогут по своему усмотрению отказываться от прямых выборов губернаторов. Авторы законопроекта объяснили свою инициативу многообразием России и спецификой некоторых регионов, которые нуждаются в особых процедурах назначения глав регионов, поскольку есть опасения, что избрание высшего должностного лица субъекта посредством прямых выборов может привести к неконтролируемым ситуациям.
Хотелось бы, конечно, верить в замысел, которые отдельные депутаты Госдумы хотят реализовать поправками ко второму чтению: отменять прямые выборы могут лишь те регионы, в которых живут как минимум две нации численностью не менее 17 % от общего числа населения субъекта Федерации. Это, прежде всего, как заявил лидер эсеров Сергей Миронов, «северокавказские республики, ради которых закон, собственно, и принимается».
Пока же получается так: дали в октябре прошлого года жителям России такое право, как прямые выборы губернаторов, а теперь, испугавшись, решили это право отобрать. Но не напрямую, а, играя в демократию, предоставить право выбора депутатам региональных законодательных собраний. Но ведь, согласитесь, что соблазн заменить прямые выборы губернаторов на их утверждение законодательным собранием может возникнуть в любом субъекте РФ. Тем более в таком, как Волгоградская область, где политическая ситуация формируется узким кругом тех, кто сам же себя и причислил к политической элите.
Общий фон недоверия и к институтам областной власти, и к власти Волгограда, и к назначенному год назад на должность губернатора Сергею Боженову говорит о том, что вряд ли рейтинги, «нарисованные» московскими политтехнологами, спасут этих людей от жестокого поражения на прямых выборах. Конечно, если сбросить со счетов административный ресурс, если не принимать в расчет традиционные для региона черные избирательные технологии, включая подкуп членов избирательных комиссий разного уровня, подбор кадров с исключительным «прикидом» на их финансовые возможности или, как минимум, на полную слепую лояльность при расчете на дальнейшее «политическом сожительстве». Но готовы ли отказаться от подобной практики лица, действующие сегодня на нынешнем политическом поле региона?
Как ни печально, но таковых практически не осталось – игра в политические наперстки, чем недавно так славился соседний регион, приобретает огромный размах и в наших коридорах власти. Да что там в коридорах - : ловкость рук, мысли и действий в интересах узкой группы лиц вполне успешно оттачивается в кабинетах больших и кабинетах маленьких. А рассчитывать на тех немногих, что еще сохраняют лицо, не приходится – инстинкт самосохранения и отсутствие всякого желания «пачкать руки» не позволяет им стать бойцами за «правое дело». В данном случае, бойцами за право избирателя на прямые выборы губернатора и мэра Волгограда.
И что же остается в этих условиях? Да ничего другого, как отстаивать право на прямые выборы и бороться за это дело всеми законными средствами. В том числе, и через своих депутатов в областной думе. К примеру, именно учитывая мнение избирателей, председатель думы Хабаровского края Сергей Хохлов заявил: «В нашем крае - достаточно здравое и зрелое гражданское общество. Без учета его мнения действовать нельзя. Это неправильно и нецелесообразно. Мы рассмотрим этот вопрос, но я думаю, что мы сохраним прямые выборы губернатора», - добавил председатель законодательной думы. По его словам, никто не обязывает менять такой порядок, однако, если понадобится, «окончательное решение будет принимать население края путем референдума».
Насколько мне известно, в Волгограде ни одна партия, ни одно общественное объединение еще не инициировали публичное обсуждение обозначенной проблемы. Рано? Как бы не случилось, что когда вспомним о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, будет поздно: с нами поступят как Герасим с Муму. Но глухой старик от мук совести изошел слезами, а вот любители играть в «политические наперстки» будут, в итоге, смеяться и повторять: ловкость рук, уважаемые избиратели, только ловкость рук. И какая уж тут совесть, простите за откровенность…