Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о создании Росфинагентства, которое будет размещать средства государственных резервных фондов в российские облигации на фондовом рынке. Согласно этому законопроекту, агентство будет учреждено правительством в форме открытого акционерного общества (ОАО). Но эксперты не согласны с таким решением: по их мнению, подобный коммерческий статус компании по управлению государственными резервами недопустим.
Напомним, что политическое решение о создании Росфинагентства было принято президентом Дмитрием Медведевым еще до кризиса 2008 года. Но только в августе 2011 года Минфин сообщил, что между ведомствами экономического блока достигнут консенсус о создании агентства и форме его организации. Более того, планировалось, что осенью 2011 года правительство внесет в Госдуму этот законопроект. Однако документ попал в парламент только в сентябре 2012 года, уже при президенте Владимире Путине.
Правда, как сообщал замминистра финансов Сергей Сторчак, первоначально Росфинагентство получит в управление всего лишь 10 % Фонда национального благосостояния. В дальнейшем объем средств под его управлением будет постепенно увеличиваться, однако полностью деньги Резервного фонда и ФНБ, скорее всего, никогда не будут переданы Росфинагентству, поскольку часть их правительство будет держать в высоколиквидных активах, пообещал Сторчак.
Как считают эксперты, речь, по сути дела, идет о выведении части международных резервов России, принадлежащих правительству, из под контроля органов исполнительной власти в пользу частной коммерческой структуры. Видимо, таким образом правительство решило фактически расширить программу приватизации бюджетной сферы. И вслед за монетизацией льгот, приватизацией ЖКХ и единой энергосистемы, а также внесением поправок в ФЗ-83, ознаменовавших легитимизацию роста платности социальных услуг, намерено отдать в частные руки управление стратегической областью государственных финансов.
При этом речь идет об очень больших суммах: согласно официальным оценкам Банка России, размер средств Резервного фонда за период с 1 января 2012 года по 1 января 2013-го подскочил в 2,3 раза и достиг отметки в 1,885 трлн. рублей. Объем средств в ФНБ на начало года составляет порядка 2,7 трлн. рублей. В совокупности российские резервы на начало года составили свыше 4,6 трлн. рублей, или 152,5 млрд. долларов и 35 % федерального бюджета России за прошлый год.
Другими словами, в будущем российские чиновники готовы фактически вывести более трети федерального бюджета России из-под контроля государства и отдать их в распоряжение коммерческого ОАО, среди акционеров которого могут быть частные лица. Правда, в правительстве заявили, что для ограничения деятельности ОАО будет составлена инвестиционная декларация, содержащая описание функций, целей и задач Росфинагентства, а также обозначен список активов, в которые будет разрешено вкладывать резервы.
Однако факт остается фактом: ни в одной стране мира управлением резервами не занимается коммерческая организация в форме акционерного общества, пускай даже принадлежащая государству и контролируемая Минфином. Обусловлено это тем, что международные резервы, также как и государственный долг, относятся к стратегической области государственных финансов и напрямую связаны с обеспечением финансово-экономического суверенитета страны. И отдавать эту сферу финансовых отношений в руки акционерного общества – значит идти на недопустимый риск, считают эксперты.
Между тем, как заявил министр финансов Антон Силуанов, лучше всего Росфинагентству подошла бы такая организационно-правовая форма, как госкорпорация. Именно эта форма и предлагалась Минфином для новой структуры изначально, однако впоследствии от нее отказались. По словам Силуанова, "по духу нам такая нужна форма, но по сути госкорпорация – это та форма, которая сегодня отживает, и мы не будем увеличивать количество госкорпораций".
Тем временем, по словам экспертов, форма ОАО не имеет никаких преимуществ с точки зрения управления резервами по сравнению с федеральным органом власти или тем же самым ГУПом (государственным унитарным предприятием), кроме того, что она существенно упрощает процедуру банкротства учреждения и смены его владельца, а также приватизации активов, которые ему принадлежат.
"Именно в этом и состоит основное преимущество акционерного общества – оставаясь де-юре под формальным контролем государства, оно де-факто выступает в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, судебные преследования и арест имущества которого становятся весьма простой процедурой, поясняет Владислав Жуковский. – Однако, с другой стороны, это автоматически понижает статус и правовой иммунитет учреждения как инвестора".
Но это еще не все. Кроме контроля за резервными фондами России, тому же Росфинагентству планируется передать полномочия по управлению государственным долгом страны. Причем, до сих пор непонятно, идет ли речь исключительно об управлении финансовыми обязательствами России (то есть, подлежащими уплате долговыми обязательствами, кредитами и номинированными в иностранной валюте займами), или это суперведомство получит также право по своему собственному усмотрению распоряжаться финансовыми активами правительства. Иными словами, будет иметь возможность самостоятельно решать, кому, когда и на каких условиях предоставлять новые займы и списывать ранее выданные долги.