Самые дорогие подарки дарят нам на Новый год коммунальные службы, Газпром, РЖД, городские транспортные компании и телефонные узлы. И пусть их дары не упакованы в праздничные коробочки и не перевязаны красивыми лентами, зато расплачиваться за них мы будем весь следующий год, пока все перечисленные компании не преподнесут нам очередной новогодний подарок.
Надо сказать, что основное в данном вопросе событие произошло еще в начале октября. Именно тогда правительство и Федеральная служба по тарифам согласовали цены, по которым будет расплачиваться население за коммунальные услуги в 2011 году. И мы узнали, что тарифу на электроэнергию разрешено подорожать на 10%, на тепло – на 14%. Услуги ЖКХ в расчете на квадратный метр жилья можно поднять на 9%.
Ближе к концу декабря, когда все согласования завершились окончательно, стало известно, что тарифы на газ для населения вырастут на 15% вместо запрошенного Газпромом 21%, зато электроэнергия не удержится на отметке в 10 % и подорожает на 13-15 %. На 5%, а не на 9 % вырастут счета за коммунальные услуги. Водоснабжение подорожает в Москве в пределах 18%, в Петербурге – 19 %, в других регионах – от 10% до 20%. Тарифы на теплоснабжение тоже не отстают: в зависимости от региона они увеличатся на 6,2%-22,4%. В Москве тепло подорожает на 12,5 %, в Петербурге – на 15,9%.
На 8 % подорожают грузоперевозки на железных дорогах, а билеты на поезда для наших граждан вырастут в цене на 10 %.
Городской телефон станет в новом году дороже на 9%, почтовые услуги – на 10%.
Наконец, повышается акциз на моторное топливо, цены вырастут предположительно на 2 руб. за литр.
А теперь еще одна цифра: инфляция по итогам минувшего года составила 8,7 %, а в следующем году планируется на уровне 6%-7%. Резонный вопрос: почему же в таком случае нашим инфраструктурным монополистам позволяется поднимать цены на резко превышающую официальный уровень инфляции величину? Ведь не раз, не два и не три руководители страны и министры экономического блока заявляли, что инфляцию вот-вот удастся довести до рекордно низкого уровня. А инфляционные прогнозы на ближайшие годы вообще напоминали победные реляции: рост цен год от года будет все меньше, и не так долго осталось ждать дня, когда он достигнет принятого в развитых странах уровня. Сейчас уже ясно – не достигнет.
В российской экономике тарифы естественных монополий играют роль спускового крючка, при нажатии на который (а сделать это может лишь специально уполномоченный госорган – Федеральная служба по тарифам) тут же начинается рост цен на все остальные товары и услуги, что естественно – энергетическая и коммунальная составляющие входят в себестоимость практически любого продукта.
И к такому положению мы уже привыкли: последние несколько лет коммунальные тарифы в России постоянно повышались с явным опережением темпов инфляции. При этом для спасения малоимущих слоев населения также постоянно повышались пенсии и пособия. Это фактически означает прямое перекачивание доходов бюджета в бездонные кошельки монополий и непрозрачных коммунальных предприятий. В свою очередь, люди, возглавляющие данные структуры или лоббирующие их интересы, постоянно находят "веские" доводы, чтобы оправдать эту политику беспардонного обирания граждан.
В последнее время поутихли разговоры об обязательном переходе на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. И это вполне понятно: ведь для перехода на 100-процентную оплату тарифы ЖКУ необходимо не повышать, а резко понижать.
Именно последнее обстоятельство заставляет скрывать наших монополистов от ЖКХ свои реальные издержки, умело заменяя эти сведения заклинаниями о недостатке средств. И ни их явная непрозрачность, ни откровенное невыполнение элементарных обязательств перед гражданами не становятся препятствием для эффективного лоббирования своих интересов. Пусть текут крыши, пусть в залитых водой подвалах разводятся комары, пусть значительная часть услуг сантехников и электриков официально объявляется платной – по всей стране с 1 января повышается плата за услуги ЖКХ.
Несколько дней назад в прессу просочились сведения о новой реформе в этой сфере, которую собирается провести первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов. В его планах – новые источники финансирования и достижение за 10 лет европейского качества инфраструктурных услуг. Предусматривается отмена государственного финансирования системы ЖКХ и введение долгосрочных тарифов – на 3-7 лет. Не сказано лишь о том, как бороться с воровством, коррупцией и разгильдяйством в системе ЖКХ. И о том, как спасти рядовых граждан России от непомерных аппетитов хозяев компаний, работающих в этом секторе экономики, и их небескорыстных чиновных покровителей. Увы, это, судя по всему, неразрешимый для правительства вопрос.
Так что облегчения тарифного бремени ждать пока не приходится.
Олег КОНЮХОВ