Российские железнодорожные вокзалы обзаводятся досмотровыми зонами для пассажиров. Это новшество вводится с 1 апреля в рамках мер, предусмотренных Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте. «Необходимо подчеркнуть, что речь идет о выборочном досмотре, а не о тотальном. То есть для большинства законопослушных пассажиров с появлением тестовых зон ситуация не изменится, - уточнили в пресс-службе Минтранса. - К выборочному досмотру будут приглашаться только те лица, которые в силу различных причин вызывают подозрения. В принципе конечная цель всех решений, реализуемых по Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте - создать надежную систему защиты, которая при этом будет необременительна для граждан и не окажет существенного влияния на пассажиропоток».
Более того, нововведение касается не всех вокзалов страны, а только некоторых. Как сообщили в информационном центре Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, это вокзалы городов Тверь, Нижний Новгород, Владимир, Санкт-Петербург (Финляндский, Московский), Выборг, Анапа, Адлер, Владикавказ, Кисловодск, Краснодар, Лазаревская, Минеральные Воды, Махачкала, Новороссийск, Нальчик, Пятигорск, Прохладная, Ростов-главный, Сочи, Ставрополь, Туапсе, Дербент, Кизляр, Астрахань, Волгоград, Владивосток, Казань, Воронеж, Самара, Москва (Ленинградский. Курский). На обустройство здесь досмотровых зон было потрачено более 1 миллиарда рублей.
Программа безопасности была утверждена Дмитрием Медведевым еще в 2010 году, после мартовских терактов в московском метро. Из федерального бюджета было выделено 46,7 миллиардов рублей, потраченных на рентгеновские установок конвейерного типа для багажа, рентгеновские же сканеры для пассажиров, и металлодетекторы.
Что ж, кое-что из закупленного великолепия красуется и на волгоградском вокзале. Только пассажиры, толпой устремляющиеся в узенький проход отключенной «рамки» не любуются, а больше чертыхаются. Кстати, средний пассажиропоток здесь составляет 3,5 тысячи человек, и, как правило, все эти люди спешат. И багажи изрядные тащат, и детей малых за руку, а тут такая «засада»! Но все это для нашей с вами пользы. Сегодня аппаратура еще не работает, а завтра, глядишь, спасет жизни. А заместитель начальника Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по безопасности Геннадий Лиходаев как то припомнил пример и психологического положительного эффекта: на вокзале Сарепта Волгоградского региона, не входящем, кстати, в структуру дирекции, злоумышленники, пользуясь тем, что вокзал не оснащён «рамками» и системой видеонаблюдения, похитили из банкоматов 3 миллиона рублей…
Да, кстати, строгий вид стоящих тут же, рядом с неподвижными багажными конвейерами, служивых делает картинку похожей на интерьер аэровокзала. Но проблема в том, что если на воздушном транспорте работу досмотровых зон четко регулирует соответствующая глава Воздушного кодекса и приказ Минтранса 2007 года «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотра», то у РЖД подобной правовой базы нет. На скорую руку были созданы специальные нормативные акты МВД, однако в них не регламентирован порядок работы инспекторов и правила прохождения ими аттестации.
И получается, что любой железнодорожный пассажир вправе отказаться от прохождения досмотра. «Добровольный принцип» Минтранс обещает подкорректировать: «Министерством совместно с МВД уже разработан ряд поправок в нормативные акты, в том числе закон «О транспортной безопасности», в случае принятия которых сотрудники транспортной безопасности будут наделены полномочиями обязать пассажиров пройти процедуру досмотра. Сейчас это могут сделать только полицейские»,— сказали в ведомстве. Пока предложения Минтранса находятся на рассмотрении в правительстве.
На финансирование комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте до конца 2013 года запланировано более 46 миллиардов рублей.