Распространение ваххабизма в России приобрело невиданные масштабы. Эксперты утверждают, что под ударом находится весь юг страны.
По мнению авторов доклада из Института национальной стратегии, который называется «Карта этнорелигиозных угроз», ваххабитское лобби усиливается год от года.
Рассуждая на тему распространения радикального ислама в России, авторы доклада дают определение разновидностям ваххабизма. По их мнению, ваххабизм делится на четыре группы: классический ваххабизм, последователи которого именуют себя салафитами; ихваны или «братья-мусульмане»; а также хизбуты, сторонники террористической партии «Хизбут-Тахрир»; и таблигиты, адепты экстремистской пакистанской секты «Таблиги джамаат».
Не смотря на разнообразие так называемых ваххабитов, экспертам удалось составить коллективный портрет так называемых «вовчиков» («ваххабиты» в просторечье). Их отличает нетерпимое отношение к инакомыслящим и инаковерующим, стремление к созданию «шариатского» государства в той или иной форме (как правило, речь идет о всемирном халифате), уверенность в том, что они ведут джихад против безбожной власти, и склонность к силовым методам в миссионерской работе. Согласно тексту доклада, «многие ваххабитские группы признали терроризм самым эффективным способом достижения поставленных целей. При этом они с известной долей равнодушия относятся к доисламским обычаям, и уж тем более к светскому законодательству. Адепты радикального ислама легко причисляют к врагам тех, кто не совершает намаз пять раз в день, не участвует в джихаде, а суфиев и шиитов называют «сатанистами». Также под понятие «харам», то есть под запрет, попадают мусульманские праздники, из числа тех, которые появились не так давно. Плюс к этому ваххабиты не приемлют почитание захоронений. Так в ряды кяфиров, то есть неверных, попадают законопослушные мусульмане, подлежащие, по мнению наиболее радикальных проповедников, уничтожению в первую очередь.
В работе говорится о том, что «зеленая» зараза приползла в Россию через образовательные программы. С 1989 года молодые мусульмане из республик Северного Кавказа, а впоследствии и из других российских регионов, сотнями отправлялись на учебу в зарубежные медресе в рамках арабских и турецких программ содействия возрождению российского ислама. К середине 90-х годов в Россию возвращались образованные и амбициозные радикалы, вставшие во главе салафитского движения. Затем последовал процесс вербовки. «Хедхантеры» от ваххабизма в буквальном смысле развязали Интернет-кампанию по пополнению своих рядов. Русскоязычный сегмент был насыщен сотнями сайтов, которые до сих пор превосходят по численности странички традиционных мусульман.
С 1995 года ваххабиты стали активно использовать для достижения своих целей террористические атаки. Расцвет их деятельности пришёлся на 97-99 годы, когда Чечня перешла под контроль экстремистских лидеров. С середины первого десятилетия XXI века ваххабиты стали практиковать «массовые народные» выступления. В 2011-2012 годах часть исламистских организаций (например, Национальная организация русских мусульман) заявили о поддержке «белоленточного» движения. Происходит сращивание ваххабитских структур с чиновниками и правоохранителями среднего уровня, проникновение их в учебные заведения всех уровней и работа среди спортсменов.
Эксперты из Института национальной стратегии бьют тревогу: зачастую радикальные мусульмане скрывают свою принадлежность к ваххабитам, пытаются внедриться во властные структуры – от регионального до федерального уровня и начать корректировку российского законодательства в свою пользу.
Численность ваххабитов в России вряд ли превышает 5 процентов от общего числа мусульман – это около 700 тысяч человек. Правда, к 2013 году их общины расползлись практически по всем субъектам РФ. Устоял разве что Чукотский автономный округ. Как правило, эти общины действуют без государственной регистрации или в рамках региональных подразделений … Совета муфтиев России. Известно также о местах компактного проживания ваххабитов. Наиболее ваххабизированным регионом в России считается Дагестан.
География распространения радикального ислама год от года расширяется. В Приволжском ФО наиболее ваххабизированы Татарстан , Башкортостан, Мордовия, Саратовская, Оренбургская, Пензенская и Нижегородская область. Крупные ваххабитские общины зафиксированы также в Республике Удмуртия, Ульяновской и Самарской областях. В наименьшей степени затронуты этим течением Республики Чувашия и Марий Эл, Пермский край и Кировская область. В Южном ФО основным центром ваххабизма являются Астрахань и Ростов -на-Дону, активны ваххабиты и в Республике Адыгея. В Центральном ФО подавляющее большинство ваххабитов сконцентрировано в Москве и Московской области. В Северо-Западном ФО они тяготеют к Санкт-Петербургу и Карелии. В Уральском ФО ваххабиты особенно активны в Тюменской и Свердловской областях, Ямало-Ненецком АО. В Сибири их центрами стали Горный Алтай и Омская область, а на Дальнем Востоке – Приморский край и Якутия.
По результатам доклада, его авторы сделали заключение, к которому должны прислушаться власти и спецслужбы. Так, по мнению экспертов, законодательная база противодействия радикальному исламизму пока недостаточно разработана. Степень наказания часто неадекватна уровню преступления. В тоже время реальные пособники террористов – их укрыватели, непосредственные «духовные наставники» - нередко остаются безнаказанными. Также практика запрета экстремистской литературы считается низкоэффективной. Зачастую запрет привлекает внимание, а найти эту книгу в сети, как правило, не составляет труда. Кроме того, авторы доклада предлагают решить проблему тюремного джихада посредством изоляции осужденных террористов в спецколонию.