Как работают, так и говорят…

Директор Департамента по культуре Владимирской области Владимир Трубин решил изменить традицию, существующую вот уже 150 лет. Посетив репетицию в областном Дворце культуры и искусства,  чиновник  обратился к дирижеру и композитору Артему Маркину:   «А что это Вы, Артем Эдуардович, ж**ой к залу стоите? Вас ведь первые лица области слушать будут».

Впервые ввел в практику дирижирование лицом к оркестру и спиной к публике знаменитый немец Рихард Вагнер. Его дебют как капельмейстера состоялся в 1834 году, а позднее Вагнер-дирижер совершил ряд концертных турне по Европе, и в 1863 году посетил Россию. Исследователи, музыковеды отмечают, что  отличавшийся необузданным нравом Вагнер не ведал барьеров и тормозов и полностью отдавался собственным эмоциям и инстинктам. Но как бы там ни было, во всем мире после Вагнера дирижеры работают, стоя именно спиной к публике. И никого это давно не возмущает, кроме, получается, владимирского чиновника от культуры. Причем обидевшегося за не за себя, а за пресловутых ВИПов.

Есть такой известный анекдот, когда репортер спрашивает у министра культуры бывшей союзной республики, почему мол в их народе приняты выражения типа «шашлык-машлык»? На что высокий чиновник отвечает: «Культур-мультур, понимаешь, не хватает». Анекдот вполне исчерпывающий, и можно было бы на этом поставить точку, оставив на совести самого Владимира Трубина его оригинальным способом поданное ноу-хау. Кстати, сам директор департамента, комментируя инцидент, напрочь открещивается от употребления нелитературного слова и вообще утверждает, что все было совсем не так. Но тут есть повод задуматься о другом – о некой печальной тенденции. К примеру, уже вовсе не выдумкой «желтой» прессы является история с министром культуры Ульяновской области Татьяной Мурдасовой. Эта привлекательная женщина лишилась недавно своего кресла после того, как перед лицом телекамеры полностью потеряла собственное лицо. Обнаружив чудовищное косноязычие и абсолютное незнание вопросов, касающихся ее прямых обязанностей как министра культуры. Право, совестно даже цитировать ее и описывать нелепое кокетство этой дамы.

А чтобы далеко не ходить, вспомним деятельность Ольги Дьяковой, не так давно еще занимавшей пост министра печати и информации Волгоградской области. Видный член «астраханской» губернаторской команды Сергея Боженова, Дьякова «отличилась» повышенной «оторванностью» от народа, своей «неуловимостью» и вообще, эту персону знали исключительно в журналистских кулуарах – большинство же жителей Волгоградской области и понятия не имели и не имеют даже  о существовании подобного министерства. Но и в журналистских кругах Ольгу Дьякову знали, увы, не как  профессионального созидающего руководителя, а как фигуру, скорее, анекдотическую. Крайне редко появляющуюся на публике даже  на тематических мероприятиях, и еще реже выступавшую там с речами. Последнее, вероятнее всего, даже к лучшему. По крайней мере, запомнилась тем, кто  слышал, одна из речей министра – на заседании общественного совета при губернаторе осенью прошлого года, где обсуждался предстоящий масштабный медиафорум. По существу самого форума тогда прозвучали общие и невнятные фразы, а в комментариях к культурной программе «нарисовались»  «пиво, сраки,  чо там рыба какая-то…» Эти пресловутые раки при пиве тогда «отправились гулять» по интернету, а сама Ольга Дьякова надолго замолчала.

Впрочем, важно отделить мух от котлет. Деятельность чиновников – это один вопрос. Очень спорный, обширный, согласимся. Совсем другой,  зачастую соприкасающийся с первым, - чиновничий язык. Не новость, что специалисты-филологи уже настрочили не одну диссертацию на основе обширных материалов – тут и проникновение в речь канцеляризмов, и рождение особого чиновничьего языка. Новояз, увы, перестал шокировать. Беда в том, что речь является зеркалом общей культуры и морали человека. «Ж… к залу» - это просто бескультурье, возможно даже вызывающее в определенных кругах симпатию, как свидетельство «русского менталитета». А вот в контексте с «первыми лицами» - уже несимпатичное раболепие. Не то так страшно, что «высокий русский» сегодня непопулярен, а то, что он становится мертвым, как латынь.

- Чиновники не умеют себя вести также часто, как не умеют изъясняться на русском зыке, - считает поэт Сергей Васильев. Если человек, например,  вместо «место отдыха» привык говорить «рекреационная зона», то у него смещение ценностей произошло, очевидно, на различных уровнях. Не секрет, что путь на высокие ступени руководящих постов сегодня имеет немало «обходных путей», да и дипломы об образовании сегодня являются таким же товаром, как и все прочее.

 

Владимир Дольский 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Комментарии   
0 #1 Анонимный 19.06.2013 17:17
жжет "культурный" деятель )))) первый раз наверно оркестр увидел))
Цитировать
Добавить комментарий