
Такой вывод напрашивается после знакомства с материалами проверки, итоги которой подвела Контрольно- счетная палата Волгоградской области. Предварим данные проверки небольшим экскурсом в историю. Немногим более шести лет назад по инициативе тогдашней областной администрации областная дума приняла закон, который позволял действующей в то время РЭК (Региональной энергетической комиссии) аккумулировать на своих счетах весьма солидные суммы. Деньги эти формировались от так называемого однопроцентного обременения потребителей электроэнергии. Проще говоря, РЭК, устанавливая тарифы на потребляемую населением электроэнергию, повышала их на один процент. Зачем? А затем, чтобы он, уже обернувшись рублем, поступал ним как целевой сбор, и направлялся на развитие энергосберегающих технологий.
Авторы законопроекта, как и депутаты, были полны благих намерений: разовьем эти технологии методом добровольно - принудительных сборов, а затем уменьшим тарифы, поскольку экономия энергии будет это позволять. Так и шло, так и ехало. Правда, ходили всякие разговорчики о том, что РЭК деньги не туда направляет, и что это чуть - ли не фонд для предвыборных кампаний губернатора, который в те годы, как известно, еще избирался. Помнится, и прокуратура предпринимала меры, дабы признать подобные надбавки к тарифам не соответствующими законодательству. Что- то не дало надзорному органу довести эту работу до конца, хотя, в том числе и их усилиями, в нынешнем году действие закона было приостановлено.
В свою очередь, нынешняя администрация области задалась вопросом, а как работает этот один процент, который люди платят из своего кармана. Какие это суммы, и куда они уходят. Задние было дано, работа проделана, и ее итоги стали достоянием не только должностных лиц, но и, в полном соответствии с законодательством, прессы, общественности и самих плательщиков.
По просьбе нашей интернет - газеты «кrivoe – zerkalo.ru» прокомментировать итоги работы согласился председатель КСП области Игорь Дьяченко. Он, прежде всего, подчеркнул, что проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГУ «Волгоградский центр энергоэффективности» выполнялась совместно с контрольным отделом аппарата главы администрации Волгоградской области и управлением по региональным тарифам администрации Волгоградской области.
? Мы пришли к выводу о неэффективном и безрезультативном финансировании отдельных мероприятий по энергосбережению. ГУ «ВЦЭ», - рассказал Игорь Александрович. Средства расходовались в нарушение Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области. Так, за период с сентября 2006 года по июль 2010 года на счет ГУ «ВЦЭ» поступило более 336,5 млн. рублей, который «принес» им тот самый один процент. При этом на проведение мероприятий по энергосбережению, т.е. на то, для чего эти деньги и поступали, за этот период учреждение направило лишь 160 млн. рублей или 47,6% от общего поступления средств на этот счет. При этом финансирование ГУ «ВЦЭ» осуществлялось не за счет средств областного бюджета, а за счет целевых средств, включаемых в тарифы для энергосберегающих организаций и перечисляемых на спецсчет учреждения.
Такой механизм финансирования учреждения и отсутствие контроля его деятельности привели к тому, что содержание ГУ «ВЦЭ» обошлось населению недешево. Так, среднемесячная заработная плата одного работника ГУ «ВЦЭ» за 2009 год составила 98,7 тыс. руб., при этом среднемесячная зарплата руководителя – 318,6 тыс. руб., заместителя руководителя – 160,4 тыс. руб., главного бухгалтера – 129,8 тыс. рублей.
Всего руководителю ГУ «ВЦЭ» за 2009 год начислено 3 млн. 823 тыс. руб., в том числе должностной оклад, доплаты и надбавки – 1 млн. 908 тыс. руб., премии – 1 млн.119 тыс. руб., материальная помощь к отпуску – 216 тыс. руб., материальная помощь по болезни – 579,7 тыс. рублей. Столь высокий размер материальной помощи руководителю ГУ «ВЦЭ» был выделен на основании счетов на оплату лечения в клинике в Германии.
В Берлине руководитель «ВЦЭ» не только прошел лечение, но и побывал с деловым визитом с целью изучения опыта реализации государственной программы Германии по внедрению возобновляемых источников энергии. Деловая поездка была организована согласно агентскому договору, заключенному между ГУ «ВЦЭ» и Волгоградской торгово-промышленной палатой. Стоимость договора - 174 тыс. рублей, срок командировки - с 16 мая по 24 мая 2009 года.
Однако в соответствии с авансовым отчетом руководителя «ВЦЭ» командировка закончилась лишь 30 мая 2009 г., то есть на 6 дней позже. Командировочные расходы после окончания срока поездки составили более 55 тыс. рублей. При всем этом справка немецкой клиники утверждает, что он находился на лечении с 24 по 28 мая. Причем приказ о продлении срока командировки в связи с заболеванием отсутствовал. Кроме того, в табеле учета использования рабочего времени за май 2009 года с 25 по 29 мая руководитель находился на своем рабочем месте.
Сотрудниками КСП также установлено, что в 2009 году 2 работникам учреждения были предоставлены беспроцентные ссуды на сумму 800 тыс. рублей, а для 4 сотрудников осуществлялось добровольное пенсионное страхование в негосударственном пенсионном фонде «Империя». Сумма внесенных средств на именные счета работников ГУ «ВЦЭ» за период с 2006 по 1 полугодие 2010 года составила почти 4 млн. рублей.
Как сообщил Игорь Дьяченко, рекомендации по устранению выявленных проверкой нарушений и недостатков региональной КСП, направлены главе администрации Волгоградской области и руководителю ГУ «ВЦЭ»... А материалы проверки переданы в прокуратуру Волгоградской области.