Ученицам Оксфордской школы для девочек предлагают пройти онлайн-тесты по математике, главная задача которых – не столько оценить уровень знаний учениц, сколько показать им, что в том, что ты допускаешь ошибки или чего-то не знаешь, нет ничего плохого. Это лишь повод для того, чтобы освоить новые горизонты. Испытание выглядит так: каждый раз отвечая на вопрос или решая математическую задачку, девочки получают все более и более сложные задания до тех пор, пока им не достается вопрос, на который они не могут дать ответа. Таким образом девочкам объясняют, что нельзя быть всезнайкой и что ошибки – это не конец пути, а только его начало. Опыт этой частной школы, где родители платят за обучение детей порядка 20 тысяч долларов в год, уже взяли на вооружение простые учебные заведения. И этот опыт не помешал бы российским стобалльникам, считающим, что ЕГЭ – главное испытание жизни. Пока же мы получаем ситуацию, при которой из-за зашкаливающего количества стопроцентных результатов в ряде регионов России приходится вводить дополнительную проверку ЕГЭ.
Не секрет, что лучшие ученики в классе со сплошными «пятерками» в дневнике далеко не всегда преуспевают во взрослой жизни. Это явление у психологов получило название «синдрома отличника», который в конечном итоге тормозит развитие личности. Как объясняют эксперты, ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии определить приоритетные для себя цели и средства. В результате сама оценка становится для него важнее знаний. Особенно это обостряется при введении систем тестирования, где надо не размышлять, а лишь подчеркивать верный ответ.
«Важно с детства объяснять ребенку, что они не могут, а главное не должны быть успешными во всем, - говорит эксперт в педагогике профессор Букингемского университета Алан Смитерс, - ожидая от ребенка стопроцентных результатов, родители просто ломают его психику. Нормальной же реакцией на ошибку или провал должно быть рациональное обсуждение причин этого провала и дальнейшее решение проблемы. Тогда и во взрослой жизни он будет понимать, что разовые неудачи – лишь промежуточный этап».