Счастье может быть запрограммировано на генетическом уровне – к такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета. Они утверждают, что гармоничные отношения супругов в браке во многом зависят от варианта присутствующего у них гена 5-HTTLPR. Данный ген отвечает за движение нейромедиатора серотонина в головном мозге и, по мнению специалистов, влияет на уровень удовлетворенности семейной жизнью.
Исследование проводилось на протяжении 20 лет с участием 150 супружеских пар. Каждые 5 лет супруги отчитывались об эмоциональных ощущениях в браке. Помимо этого, муж и жена общались друг с другом в лабораторных условиях, в то время как эксперты наблюдали за их отношениями, фиксируя выражения лиц и тон голоса. Также участники предоставили образцы своего ДНК для последующего сравнения экспертами генетического профиля партнеров.
Американские ученые считают, что смогли разгадать загадку, почему одни люди спокойно переносят тяготы семейной жизни, а другие – закатывают истерики с битьем посуды. Оказывается, все определяет вид гена 5-HTTLPR. Так, самое уравновешенное отношение к эмоциональной составляющей своего брака продемонстрировали обладатели либо одного, либо двух длинных 5-HTTLPR. А вот участники эксперимента с двумя короткими 5-HTTLPR проиллюстрировали две крайности – они были либо чересчур счастливы в браке, либо постоянно испытывали негативные эмоции. Полученные неоднозначные результаты порождают большое число вопросов. В частности, действительно ли один ген является регулятором межличностных отношений, и неужели тем, кому не повезло с наследственностью, всю жизнь предстоит мучиться в браке?
«Данный эксперимент показывает, что ученые не открыли что-то новое, а всего лишь подтвердили очень старую концепцию темпераментов, – комментирует психолог Евгений Юдин. – Из нее следует, что люди разного темперамента имеют различную интенсивность и степень проявления эмоций – от слабой до сильной, от преобладания позитива или негатива. Данные особенности присущи человеку от рождения и до конца жизни. Это объясняется тем, что помимо эмоциональной составляющей, люди также обладают физиологическими особенностями мозга, например, скоростью проведения нервных импульсов. Скорее всего, выводы по исследованию распространяются на всю жизнь людей с геном 5-HTTLPR, а не только на поведение в браке».
Интересно, что способ эмоционального реагирования на те или иные события определяется в значительной степени культурой. А это значит, что если бы американские ученые учитывали этот фактор в своем исследовании, то они могли бы получить абсолютно другие данные. Хотя бы потому, что феномен счастья обладает этнокультурной специфичностью, т.е. неодинаково трактуется у разных народов.
Представителям одной культуры свойственно преувеличение своего «реального» уровня счастья, а другой – его утаивание. Например, американцы склонны к преувеличению своего счастья, а жители бедных регионов в Азии и Восточной Европе стремятся его скрывать. Есть мнение, что высокий уровень показателя счастья в США частично связан с социальными нормами, требующими от человека казаться веселым вне зависимости от ситуации. В то же время, в некоторых областях Африки и районах Индии людям в принципе не свойственно жаловаться на что-либо: они редко говорят о своей подавленности, печали или неудовлетворенности. Японцам не свойственно открытое проявление негативных эмоций в случае, когда находишься в обществе: человек должен улыбаться всегда. Наряду с этим, существуют страны и культуры, в которых счастье, наоборот, принято скрывать. В Китае, например, люди характеризуются большей сосредоточенностью на негативных событиях, поскольку китайцы, как и древние греки, опасаются того, что если они будут чрезмерно счастливы, то их за это накажет судьба.
В 1972 году королем Бутана Джигме Сингье Вангчук было придумано понятие валового национального счастья – ВПС. Этим решением он обозначил, что счастье народа является более важным показателем, чем проценты валового внутреннего продукта. Впервые в 2003 году всемирный фонд Word Values Survey исследовал уровень счастья в 65 странах мира. Самыми счастливыми оказались жители Нигерии, Мексики и Венесуэлы. Россия же оказалась в списке самых несчастных. А уже в 2006 году международный фонд New Economist Foundation ввел показатель «международный индекс счастья» (Happy Planet Index), который позволяет судить о благосостоянии жителей различных стран и экологии в них.
Все это указывает на то, что в странах с одинаковым уровнем жизни и политическим устройством обнаруживаются существенные различия в показателях уровня счастья и удовлетворенности. В частности, это обусловлено неодинаковым способом мышления в различных культурах. А это значит, что пока мы не придем к общему мнению, что же такое счастье, сказать, что именно на него влияет, однозначно нельзя.