Подписание Романом Гребенниковым соглашения о сотрудничестве администрации Волгограда с лидером регионального отделения «Справедливой России» Олегом Михеевым абсолютно закономерно. Для них принятое решение о партнёрстве взаимовыгодно и, к сожалению, это имеет под собой весомые причины.
Игра на инициативу
В самом случившемся событии нет ничего неожиданного. Достаточно пролистать все информационные ресурсы, подконтрольные мэру Волгограда за последние два года, чтобы убедиться в том, что и «Справедливая Россия», и её региональные лидеры чудесным образом находились всё время в мёртвой зоне политического обстрела. Главный волгоградский единоросс и «верный путинец» Роман Георгиевич Гребенников необычайно деликатно не замечал оппонентов из младшей партии власти. Олег Леонидович Михеев отвечал взаимностью и старался никоим образом не задеть волгоградского градоначальника.
Классика жанра! Как между Германией и СССР в 1939 году сначала был пакт о ненападении с секретными протоколами о разделе сфер влияния и территорий, а затем – договор о дружбе и границе. Чем окончилась дружба Гитлера со Сталиным всем известно. Но в том далёком 1939 году оба верили во взаимную политическую выгоду и оба держали фигу в кармане, надеясь переиграть соперника. И в принятых ими пактах с договорами тоже было много слов про дружбу народов, интересы простых граждан и прочих дипломатических бла-бла-бла… Нет, конечно, Гребенников и Михеев – не Гитлер со Сталиным. Те были тираны и кровопийцы, а наши – антифашисты и гуманисты. Но всё равно есть чему радоваться: уровень политических альянсов и подковёрных сделок внушает даже некоторое чувство гордости за наиболее энергичных представителей волгоградской политической элитки.
Казалось бы, совсем недавно, пару месяцев назад, сподвижники Романа Георгиевича дали гневную отповедь губернатору Анатолию Бровко за его протокольную встречу со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. Мол, неспроста это глава региона с главным справедливороссом разговаривал в своём кабинете. Как бы не замарал партийного флага… А теперь выходит, что «Справедливая Россия» ничуть не конкурент «Единой», а её местные лидеры – верная надёжа и опора всем муниципальным органам власти и простым жителям.
Ранее подписанные соглашения мэрии с региональными отделениями «Патриотов России» и «Яблока» были только цветочками. А теперь приходит черёд ягодок. На подходе после «Справедливой России» – ЛДПР. Не даром же на одном из Интернет-ресурсов сподвижников Романа Гребенникова опубликовано красивое интервью с парадной фотографией нового лидера региональных жириновцев. И до других черёд дойдёт. А не захотят официального братания, будет неофициальное. Вся суть ведь заключена не в самих соглашениях с их пустыми и ничего не значащими казёнными фразами. Суть – в игре на опережение политических событий. В игре на инициативу.
Подписывая соглашение за соглашением с региональными отделениями политических партий, ведя сепаратные переговоры, мэр Волгограда фактически заново отстраивает свою политическую субъектность. У всех есть большой-пребольшой интерес к Волгограду и его электоральным ресурсам. У каждой партии имеется готовность поторговаться за предстоящий раздел голосов на декабрьских выборах в Государственную Думу. И если к рулеточному столу подходит крупье и говорит: «Делайте ставки, господа!», значит, игра состоится.
Крупье волгоградской рулетки
Вообще-то Волгоград не вошёл в список зон, где законом разрешены азартные игры. Поэтому все присевшие ранее на эту пагубную страсть вынуждены либо отказываться от неё, либо играть подпольно. А в подпольных игорных заведениях шулерство всех видов – не исключение, а правило. Причём нередко главный и самый опасный – это тот, кто выполняет функции крупье. Он вроде бы и не игрок, он следит за соблюдением правил игры и сопровождает её ход. Но если крупье вошёл в сговор с шулером, то горе всем остальным игрокам. Правда их и не особенно жалко: никто ведь силком их не тянет играть и проигрывать.
С какой такой нужды руководители региональных отделений партий заключают соглашения с мэрией Волгограда в лице её нынешнего руководителя? Неужели, наивные, вправду надеются, что после подписания деклараций их включат во всяческие красивые совещательные органы, начнут прислушиваться и советоваться при принятии важных решений на благо всех волгоградцев? Нет, Олега Леонидовича Михеева уж точно наивным не назовешь. В предстоящей игре все надеются получить свои дивиденды. Маленькие непарламентские партии уже счастливы оттого, что серьёзные дяди посадили их к себе за стол и разрешили сыграть разок. Опять же, из-за заключённых соглашений с мэрией про них написали все средства массовой информации, бесплатно. Мелочь, а приятно. Партии побольше рады уже тому, что у них есть шанс, что им не будут активно мешать на волгоградских просторах. Хочешь развесить баннеры на улицах областной столицы – пожалуйста, хочешь рекламы в местных СМИ – запросто, насколько денег хватит. Каждый делает свою ставочку и надеется, что повезёт.
А вот для «Справедливой России» выигрыш на предстоящих выборах – дело принципиальное. И лидер региональных «справедливых», похоже, готов идти ва-банк. Если в сельских районах области перспективы у младшей партии власти посредственные, то в средних и крупных городах – вполне приличные. Калач-на-Дону и Волжский наглядно показывают, что немалая часть городского электората своё недовольство существующими местными проблемами с лёгкостью конвертирует в голосование против господствующей партии. Волгоград на предстоящих выборах – главная высота, которую намеревается взять Олег Михеев. Для этого уже почти всё готово: региональное отделение «Единой России» по Волгограду блокировано Романом Гребенниковым, фракция единороссов в городской Думе фактически является придатком мэрии, все другие партии, включая коммунистов, имеют крайне слабые стартовые позиции и незначительные ресурсы.
При этом вероятное поражение «Единой России» по Волгограду для мэра-единоросса не фатально. Напротив, имеются все аргументы, чтобы отвести от себя подозрения центрального партийного руководства. Областная Дума мэра не любит, губернатор настаивает на дисциплине, в политсовете партии противников намного больше, чем сторонников, с поста руководителя общественной приёмной В. Путина сняли. Как, скажите на милость, работать на благо «Единой России» в таких невыносимых условиях? Да и зачем, собственно? За плохой результат партии на выборах придётся отвечать перед Москвой Владимиру Ефимову и Анатолию Бровко. А мэру надо только создавать видимость бурной работы в суровых условиях недоверия старших товарищей по партии. В случае поражения «Единой России» по Волгограду Роман Георгиевич только печально разведёт руками и… тихонько подмигнёт Олегу Леонидовичу: «Всё было по-честному!». Конечно, потов придётся повоевать друг с другом, но ведь до этого «потом» обоим надо ещё и дожить. Поодиночке это почти невозможно. А в альянсе против региональной «Единой России» и губернатора – очень даже может быть.
Диверсия как способ выживания?
Гарнизон осаждённой крепости не сидит просто так за её стенами. Диверсионные вылазки и необходимы и крайне полезны. Деморализовать окруживших город, пополнить запасы провианта, провести разведку боем, завербовать морально неустойчивых. А при благоприятных условиях – добиться снятия осады или хотя бы смягчения условий капитуляции. Все эти тонкости военно-политического дела Роман Георгиевич знает довольно хорошо. Надо просто не лениться играть на чужой территории и не бояться мелких поражений. Депутаты областной Думы, отдельные фрондирующие главы муниципальных районов и городов, политические соперники «Единой России» и просто недовольные и не согласные, - все они объекты самого пристального внимания осаждённой армии. Чем больше вылазок, чем большее число людей втянуто в орбиту тайных и явных переговоров, чем хуже мораль в войске противника, тем вероятнее победа. Или, на худой конец, более выгодные условия сдачи крепости.
Для руководства области и политического руководства региональных единороссов Волгоград в очередной раз оказался не точкой опоры, а сейсмоопасной зоной. Непредсказуемость и политический авантюризм руководителей областного центра фактически уже поставили на кон социально-политическую стабильность всего региона. Старый ленинский принцип в отношении Российской Империи в период первой мировой войны был очень прост – «чем хуже, тем лучше».
Чем хуже населению, тем оно быстрее созреет для революции. Чем больше неудач на фронтах, тем больше дезертиров в царской армии. Поэтому у Владимира Ленина в 1917 году и не было никаких моральных колебаний, чтобы принять предложение немецкой разведки и круглую сумму в рейхсмарках. Ну и пусть называют немецким шпионом - победителей ведь не судят.
На территории областного центра заветы Ильича живут и побеждают. Ликвидация последствий засухи и пожаров, партийные противоречия в областной Думе, экономические показатели развития региона – всё со знаком «минус» должно идти в дело информационной войны мэрии Волгограда. В этой борьбе за личное политическое выживание «Единая Россия» не более, чем разменная монета.
Проблема только в одном. Во всякой войне в первую очередь страдает гражданское население. Как в старом фильме: «Красные приходят – грабят, белые приходят, опять грабят. Куда бедному крестьянину податься?». В итоге накапливается недоверие и злоба к любой власти как к таковой, к самому государству и его руководителям. А на фоне не самого лучшего социального самочувствия населения по всей стране игры с раскачиванием политической ситуации чреваты самыми печальными последствиями.
В благополучных с виду Тунисе и Египте всё тоже случилось неожиданно. Какая-то тщедушная оппозиция, какие-то публикации на сайте Викиликс и записи блоггеров, обычная с виду предвыборная ситуация. А полыхнуло так, что даже далёком от Ближнего Востока Китае правительство сразу заблокировало все запросы в Твиттере по слову «Египет».
Во всём мире уже приходит понимание, насколько хрупка социальная стабильность и насколько опасны политические игры в современном информационном пространстве. Именно этой уязвимостью пользуется терроризм, выискивающий самые слабые звенья в цепи социальной солидарности общества. Политическая неуверенность и социальная дезориентация – идеальная почва для дестабилизации ситуации, особенно в предвыборные периоды.
Один из классиков американской политической мысли говорил, что выборы – это мирная форма гражданской войны. Для общества каждые выборы становятся испытанием на прочность, для граждан – проверкой на политическую зрелость, для власти – испытанием на подтверждение своей легитимности. И мелкое политическое интриганство в таких условиях может для всех закончиться крупными неприятностями.
Виктор ПИЛИПЕНКО