Сегодня стало известно о том, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области возбудило два дела в отношении главы Волгограда Романа Гребенникова и Волгоградской городской думы. Причина такова: ведомство усмотрело признаки нарушения порядка реализации социальных проездных билетов для проезда в городском общественном транспорте. Этот факт вряд стоит рассматривать как некую случайность, поскольку, как известно, цепь случайностей есть проявление закономерности. А вот и подтверждение тому.
На днях то же Управление провело внеплановую проверку в отношении департамента городского хозяйства и комитета муниципального заказа администрации Волгограда. По ее итогам было установлено, что, при проведении открытого аукциона на оказание услуг лизинга автобусов для муниципальных нужд на 2011-2015 годы, заказчик и уполномоченный орган включили в документацию об аукционе такие требования к товару, которые повлекли бы за собой ограничение количества участников размещения заказа. Как уточнили специалисты ведомства, техническим требованиям, установленным в документации, соответствует продукция только одного производителя – Ликинского автобусного завода «ЛиАЗ». Другими словами, условия аукциона «подогнали так», что ни одна другая заявка не могла участвовать в процедуре.
А далее, как показывает практика, начинает действовать такая схема – заключение контракта с одним участникам и т.д.
Конечно, подготовка документов по подобной схеме нарушает требования федерального законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Но случаев, когда в спорах подобного рода торжествует закон, не так уж и много. И если бы это нарушение завершило полный цикл и закончилось закупкой автотранспорта, то и последствия могли бы наступить иные: откаты, корыстный интерес, сговор – вот что стало бы предметом исследования совсем других, но тоже компетентных органов. А на этом этапе было решено передать материалы данной внеплановой проверки уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Это решение вызвало искреннее негодование высокопоставленных чиновников из близкого окружения главы администрации Волгограда Романа Гребенникова. Этот «прокол» они назвали скандальным. Наблюдатели тут же предположили, что в ближайшие дни волгоградцам будет заявлено о «безобразиях, которые допускают нерадивые работники департамента и комитета, которым доверено важное и нужное дело».
Так оно, собственно, и получилось: на сообщения о факте незамедлительно отреагировала администрация города и решила в официальном порядке «довести до сведения общественности истинное положение дел».
Из заявления следует, что это был вовсе не аукцион, а торги на приобретение транспортных средств по лизингу. Далее следует, что на этапе размещения заказа в УФАС поступили две жалобы от организаций на администрацию, которая якобы установила технические требования, повлекшие за собой ограничение количества участников. Однако решением УФАС обе жалобы оставлены без рассмотрения по существу, ввиду того, что данные организации никоим образом не изъявляли своего желания на участие в аукционе и не могут быть признаны участниками оспариваемого заказа. Производство по данным делам было прекращено. Вот почему, объясняется общественности, по итогам размещения заказа муниципальный контракт на оказание лизинговой услуги был заключен с единственной компанией, подавшей соответствующую заявку. И, наконец, дорогая общественность, знай: предписание антимонопольного органа администрация Волгограда намерена обжаловать в суде.
Растроганная общественность чуть было не воскликнула: «Наших бьют!». Но сегодня, как уже было сказано, город узнал о двух новых делах: теперь уже не только в отношении главы Волгограда, но и в отношении городской думы - по признакам нарушения порядка реализации социальных проездных билетов для проезда в городском общественном транспорте.
Выяснилось, что согласно правовому акту, утвержденному Волгоградской городской думой и подписанному мэром Волгограда, реализацию социальных проездных билетов и перевозки по ним могут осуществлять только МУП «ВПАТП №7» и МУП «Метроэлектротранс». При этом одним критериев отбора перевозчиков, имеющих право на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и провоз багажа на маршрутах общего пользования, является осуществление перевозок по социальным проездным билетам. На житейском языке это значит, что правом на получение указанных субсидий смогут воспользоваться только вышеупомянутые муниципальные унитарные предприятия.
Данный порядок, считают специалисты Управления ФАС по Волгоградской области, содержит признаки нарушения статьи закона «О защите конкуренции». Известно, что, в соответствии с этой статьей, органам местного самоуправления запрещено принимать акты, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вот почему руководителем Волгоградского УФАС Павлом Мироненко принято решение о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.