Препараты исчезают из аптек

 

Система регулирования цен на лекарства, которая заработала не так давно, уже стала давать сбои. Из аптек недавно исчез импортный препарат, который необходим 50 тыс. больным эпилепсией. Данный препарат просто не имеет достойных аналогов, и в списке жизненно важных и необходимых лекарств был зарегистрирован только одним производителем. Компания сняла его с производства, так как пропала экономическая целесообразность в изготовлении и поставке данного препарата на российский рынок. Ситуация кажется еще более непонятной в связи с тем, что об отказе в поставках и производстве российская сторона была уведомлена заранее. Но почему-то никаких мер по поиску достойного аналога, его регистрации и поставкам на рынок предпринято не было. В Минздраве все объяснили "отсутствием социальной ответственности у некоторых зарубежных производителей".
 
Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Евгений Гольдберг объясняет это тем, что в стране нет действенного контроля "над фактическим наличием препарата". По его мнению, нет даже попыток наладить нормальный доступ к лекарствам.
 
Если сейчас исчез только один препарат, то впоследствии подобное может произойти и с другими лекарствами. Искусственный ажиотаж вокруг лекарственных препаратов создает немало беспокойств как пациентам, так и их лечащим врачам.
 
Каждый год Минздрав утверждает список жизненно необходимых и наиболее важных лекарств. Этот список включает те препараты, которые должны быть в каждой аптеке любого населенного пункта. Сам список препаратов создавался с целью защиты пациентов и для обеспечения свободного доступа к жизненно необходимым препаратам. Но на практике получается, что госрегулирование в этом вопросе только усугубило ситуацию на фармацевтическом рынке.
 
Прежде чем препарат попадет в список ЖНВЛС, он должен пройти регистрацию аптечной цены, не говоря уже об испытаниях и прочих процедурах, а ведь только регистрация аптечной цены может занять до двух месяцев. Даже если от данного препарата зависит жизнь тысяч людей, и он находится на складах в аптечных сетях, пока не будут пройдены все разрешительные процедуры, в продажу он поступить не может.
 
Зампредседателя Формулярного комитета РАМН Павел Воробьев так высказался о ситуации на рынке: "В России созданы такие условия на фармацевтическом рынке, когда у компаний-фармпроизводителей появляется вполне естественное желание не выпускать препараты с низкой доходностью. Но именно такие препараты и находятся в списке ЖНВЛС".
 
Воробьев приводит в качестве примера зарубежную практику, при которой налаживанием стабильного спроса на важнейшие препараты занимается государство или страховые компании. Таким образом, те препараты, которые попадают в госзаказ, фармпроизводители не могут снять с производства по собственному желанию. К тому же во многих странах жизненно важные препараты пациенты получают по рецепту врача бесплатно. У нас в стране лекарства приобретают сами пациенты, порой по очень высоким ценам, отдавая львиную долю своих доходов. Что касается компанией – производителей лекарственных средств, то их положение нестабильно. Дорогие препараты не всегда по карману пациентам, а значит их выпуск – рискованное предприятие, а производство дешевых экономически невыгодно. Все это ведет к тому, что с прилавков могут исчезнуть и другие жизненно важные препараты.
 
По мнению члена Лиги защитников прав пациентов адвоката Дмитрия Айвазяна, ситуацию исправить можно, но для этого необходимо утвердить в каждом регионе список льготных и полностью бесплатных препаратов. По его словам, такие списки существуют и сейчас, но они постоянно перерабатываются с учетом стоимости лекарств. К примеру, если приходится выбирать между двумя аналогами, то выбор будет в пользу низкой цены, а не эффективности.
 
Гендиректор центра "Фармэксперт" Николай Демидов уверен в том, что существующая система регистрации лекарств тормозит доступ на рынок. Для производителей медпрепаратов и импортеров необходимо упростить систему регистрации цен. Эффект также может дать внедрение системы возмещения за приобретаемые лекарства, это будет стимулом для компаний – производителей, в выигрыше останутся и пациенты.
 
Госрегулирование привело к некоторому снижению цен на препараты из списка ЖНВЛС. Но, вместе с тем, у аптечных сетей и дистрибьюторов стали падать прибыли, поэтому они делают упор на продажу более дорогих препаратов. Очевидно, что система госрегулирования сама по себе несовершенна. Ведь проблема усугубляется еще и плачевным состоянием производственной и научной базы в стране. По данным экспертов, износ оборудования в отраслевых НИИ достигает 80-90 %, только 10 % всех предприятий, производящих лекарства, соответствуют стандартам качества GMP. Не говоря уже о том, что специалисты отрасли уезжают из страны или меняют род деятельности на более доходный. Только совершенствование законодательства и значительное финансирование могут изменить ситуацию к лучшему. Нужны новые разработки и современные производственные площадки, заимствование передового зарубежного опыта и реформа здравоохранения.
 
Безусловным плюсом является тот факт, что государство занялось проблемой обеспечения населения лекарствами, и планирует заняться модернизацией фармпроизводства, вкладывая в развитии этой отрасли значительные средства. Но все это в будущем. Пока же прогресса на этом направлении не видно и одним госрегулированием проблему не решить. Последнее не будет эффективно само по себе, но в комплексе с другими мерами и скоординированной работой всех за интересованных ведомств и организаций вполне может привести к положительным изменениям.

 

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий