В определенной степени ответ на этот вопрос дала проверка Контрольно – счетной палаты(КСП) Волгоградской области. Она обнародовала результаты проверки управления по региональным тарифам администрации региона по вопросу обоснованности расчета регулируемого тарифа на электрическую энергию за 2009 - 2010 годы.
Опыта проведения таких проверок в России пока нет.
Как рассказал интернет- газете «Кривое-зеркало.ру» председатель КСП Игорь Дьяченко, проверка проводилась в рамках поручения депутатов Волгоградской областной думы.
- Депутаты обеспокоились резким повышением цен на электрическую энергию для промышленных предприятий, организаций и учреждений области, - рассказал Игорь Александрович.- Это связано, прежде всего, с переходом на поставку электрической энергии прочим потребителям (кроме населения) в полном объеме по свободным (нерегулируемым) ценам с 1 января нынешнего года.
- Напомните, пожалуйста, какой была процедура до обозначенного периода?
- До этого года торговля электрической энергией на ОРЭМ регулировалась Федеральной службой по тарифам, и лишь некоторая доля отпускалась по свободным ценам. Это делалось с целью постепенного перехода с 2011 года на свободные цены, которые устанавливаются в ходе торгов.
- Это относится и к тарифам для населения?
-Что касается тарифов для населения, то в 2010 году они установлены управлением по региональным тарифам администрации Волгоградской области (далее УРТ) с учетом предельных индексов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам. Несмотря на то, что тариф для населения установлен в размере максимально возможной величины - 2,30 руб./кВт.ч и увеличен на 9,5%, он сложился как самый низкий в Южном федеральном округе.
- И это означает, что..
- Что такая поддержка - в виде сдерживания роста тарифа для населения - ведет к росту дополнительной нагрузки на предприятия.
- Таким образом, установленный для населения тариф не обеспечивает возмещение расходов организаций, предоставляющих электроэнергию?
- Да, так получается. Поэтому на предприятия ложится нагрузка по частичной оплате расходов на приобретение электроэнергии для населения. Общая сумма «перекрестного субсидирования» составила в 2009 году – 3850,6 млн. руб., в 2010 году - 3835,1 млн. рублей. Однако расчет общей суммы «перекрестного субсидирования» и его распределение по уровням напряжения для последующего включения в единый тариф на передачу электрической энергии, произведенный УРТ, для проверки так и не был представлен.
- Ну, это не очень волнует жителей области – ваша, как говорится проблема. А вот возможность нового повышения тарифов волнует всех…
- В целом ограничение роста тарифов для населения делает недостижимым доведение тарифов на электрическую энергию до рыночного уровня. Между тем, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года, именно доведение тарифов для населения до рыночного уровня направлено на ликвидацию перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями. При этом рыночная стоимость электрической энергии значительно увеличит расходы населения на оплату коммунальных услуг, что потребует дополнительных расходов бюджета на выплату субсидий малообеспеченным слоям населения.
- Замкнутый круг? И у регионального управления по тарифам есть возможность его разорвать?
- Согласно действующему законодательству, 61% в общих плановых расходах потребителей электрической энергии области регулирует Федеральная служба по тарифам и лишь 39% - УРТ. Несмотря на ограниченные возможности УРТ в области регулирования тарифов на электрическую энергию, проверяющие установили ряд нарушений при формировании необходимой валовой выручки сетевых организаций, включаемой в расчет единого тарифа на передачу электрической энергии по сетям. Обращает на себя внимание не выполненные инвестиционные программы, которые при этом были согласованны и приняты УРТ, а расходы включены в тарифы на 2009 год.
- Какой вывод следует из этого?
-Такой: средства для модернизации оборудования энергокомпаний, заложенные в тариф в целях качественного обеспечения потребителей электроэнергией,не были использованы энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями. Остаток составил более 870 млн. рублей.
- И это, Игорь Александрович, единственное, что вызвало озабоченность КСП по итогам выполнения поручения депутатов областной думы?
- Если бы! Вызывает вопрос и принятые УРТ выпадающие доходы от снижения полезного отпуска электрической энергии филиала ОАО «МРСК – Юга» - «Волгоградэнерго» в 2009 году в размере 777 млн. руб. Они были рассчитаны предприятием, исходя из данных бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2009 года. Но как это можно было сделать без документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности организации? А таковая не проводилась. Выявились дополнительные расходы в размере более 217 млн. руб. на услуги исполнительного аппарата «МРСК – Юга» - «Волгоградэнерго» на 127 млн. руб., ОАО «Холдинг МРСК» - 57 млн. руб. и взносы в негосударственный пенсионный фонд – почти 33 млн. рублей. Помимо этого, МУПП «Волгоградские межрайонные электрические сети» без обоснования необходимости значительного роста числа работников, увеличил расходы на оплату труда на 47 процентов. Все эти средства были заложены в тариф на электроэнергию.
- Другими словами, этот увеличенный тариф ложился и на население?
- Можно и так сказать. Кроме того, УРТ возмещал расходы ООО «Волгоградоблэлектро» и филиалу ОАО «МРСК – Юга» «Волгоградэнерго» на приобретение потерь электрической энергии по нерегулируемой цене по разным расчетам.
- Существуют еще и мелкие сетевые организации, которые занимаются посредническими услугами. Что, как показала проверка, «светит» им?
- Что касается мелких сетевых организаций, расчеты за транспортировку электроэнергии с которыми осуществляются по индивидуальным тарифам, утвержденным УРТ, то посреднические услуги по передаче электрической энергии стали для них экономически невыгодными. К примеру, ООО «ВЗБТ» в 2009 году еще получило прибыль по указанному виду деятельности - 18,4 тыс. руб., то за 10 месяцев 2010 года его убыток уже составил 1474,5 тыс. рублей. Между тем, в условиях рыночной экономики, любой вид деятельности организации должен приносить прибыль. Исходя из этого, и нужно делать выводы.
- Что вы будете делать с документами, которые подготовили по результатам проверки?
- Напомню, что поручение КСП получила от депутатов Волгоградской областной думы. Им я и представлю как заключение, подготовленное по итогам проверки, так и все сопутствующие материалы. Уверен, что депутаты распорядятся ими в интересах жителей области и своих избирателей.