ОАО «Волга-Медиа» имеет короткую, но очень непростую историю. Созданный инициативными и чрезвычайно энергичными экс-вице-губернатором Фёдором Щербаковым и экс-председателем комитета по печати и информации администрации области Александром Южным, медиа-холдинг становится всё более похожим на фугас. Внимания к нему всё больше, всем он мешает, разминировать никто не решается…
Кредитная история
Активная фаза создания ОАО «Волга-Медиа» весьма удачно совпала с очередным обращением Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. В этом послании президент недвусмысленно высказался о том, что государство не должно быть владельцем «заводов, газет, пароходов». Призыв к минимизации прямого влияния государства на средства массовой информации был услышан. Планы по формированию медиа-холдинга были обнародованы, и, надо отдать должное Александру Южному, подробно аргументированы.
Создание ОАО «Волга-Медиа», включающего в себя «Волгоградскую правду», «Вечерний Волгоград», «Крестьянскую жизнь» и новую газету «Вести губернии», сулило, как минимум, тройной выигрыш. Во-первых, это демонстрировало политическую чуткость руководства к сигналам из столицы. Во-вторых, позволяло перезапустить заново систему областных печатных СМИ, укрепив их материальную часть и попутно решая кадровые вопросы. В-третьих, под один красивый новый проект финансы всегда получать легче, чем под несколько старых. Так, собственно, и получилось.
Проголосовав за увеличение бюджетных расходов по статье «Средства массовой информации» в 2011 г. до 312 миллионов рублей, депутаты Волгоградской областной Думы выдали кредит доверия вместе с требуемой суммой не столько Щербакову и Южному, сколько губернатору. От профильного заместителя главы и председателя комитета по печати и информации требовалось только одно:квалифицированно реализовать план по масштабной реорганизации и сдержать свои обещания по прозрачности всех аспектов процесса, особенно финансовых.
Были заверения, что журналистские коллективы включаемых в холдинг изданий не пострадают. Были обещания, что процесс акционирования будет открытым. Были увещевания сомневающихся в том, что холдинговая структура будет более экономной за счёт сокращения числа администраторов и осуществления единой рекламной и маркетинговой политики.
Обещавший всё это депутатам областной Думы Фёдор Щербаков уволился - по официальной версии подыскав, якобы, себе необычайно интересную работу в Москве. Обещавший то же самое журналистам и общественности Александр Южный тоже скоропостижно оставил занимаемую должность, дав на прощание аборигенам интервью о блестяще выполненной им миссии в роли эффективного антикризисного менеджера.
На месте их подвигов осталось лёгкое недоумение политической элиты, озлобленное сеансом белой (?) магии журналистское сообщество и запросы в КСП, УФАС и прокуратуру. С уходом кредитополучателей кредиторы заволновались и потребовали аудита.
Задним умом
Сидит Нюра в горнице, смотрит в окошко. Заходит к ней сосед. Накормила Нюра его щами, налила первачу, ублажила на перине с пуховыми подушками… После ухода соседа опять сидит Нюра у окошка и думает: «Вот пришёл сосед Ванька, щей пожрал, самогону выпил, меня помацал. А чего, спрашивается, заходил-то?». Мораль этого старинного анекдота очень проста: Нюра, не надо быть дурой!
Кому нужны сейчас эти запросы антимонопольщикам и прокурорским? Почему полемику о медиа-холдинге затеяли сейчас, а не год назад, когда он зачинался? А всё очень просто. Все надеялись, как в том анекдоте: вдруг сосед Ванька зайдёт с серьёзными намерениями? Может, даже поженится? У Ваньки своя логика: зашёл к соседке, поел, выпил, потешился- чё жениться-то?
Вот в газете «Известия» от 22 апреля с.г. статься хорошая вышла по ОАО «Волга-Медиа», “Денежные потоки мутной «Волги»” (http://v102.ru/archive/26037.html). Без всякой иронии, правда, хорошая статья. С фактурой, ясно сформулированной авторской позицией и финальной просьбой считать эту публикацию запросом в прокуратуру Волгоградской области и УФАС по Волгоградской области. И главный редактор сайта «Высота 102» Александр Осипов в передаче на ВГТРК «Ещё не вечер», сидя в студии рядом со мной, был совершенно прав, говоря о главной миссии своего информ-агентства: осуществлять функции общественного контроля за органами власти и расходованием ими бюджетных средств.
Только вот всё это происходит как-то с опозданьицем. Доходит, но не сразу, а как сосед Ванька уйдёт. Кому теперь предъявлять претензии? Губернатору Бровко? А какие к нему претензии, если и многомудрые депутаты, и журналистский бомонд, и общественники-активисты, дружно молчали.
Например, прощальная статья г-на Южного на всех интернет-сайтах, в том числе и на разоблачительной «Выстоте-102», была блокирована от комментариев. Зато теперь, после ухода отцов-основателей ОАО «Волга-медиа», оказывается, «незаконно» едва ли не всё: и соответствующие постановления, и финансирование, и акционирование и сам холдинг. Задним умом мы все крепки. И каждый раз наступаем на одни и те же грабли. В результате раз за разом приходит следующий сосед и всё начинается по-новой: щи, первач, перина.
Можно ли предъявлять главе областной администрации упрёки в кадровых ошибках? В отношении тех же Щербакова и Южного? Возможно. Но ровно в той же мере, в какой и самим себе. Выходила хоть одна статья с серьёзной и аргументированной критикой по содержанию проекта меда-холдинга? Нет, даже в ангажированных прежним мэром Волгограда СМИ её не было. Были ли публичные оппоненты у экс-вице-губернатора Щербакова? Да, были, но на уровне мальчишеской драки: пообиднее обозвать и по сопатке, по сопатке…
«Варяжский синдром»
Беда в том, у Волгограда серьёзные проблемы с иммунитетом. Повышенная агрессия на инородные тела при заторможенной реакции их отторжения. Это типично для регионов «фронтира», регионов погранично-транзитного типа. По-настоящему местных мало, костяка сплочённой элиты нет, «варягов» принимают как конкурентов за место под солнцем.
При этом залётные менеджеры поначалу себя чувствуют довольно комфортно: публика вокруг разношерстная, общительная, с азартом интригующая и готовая на любые, даже сомнительные сделки. У «варягов» возникает ощущение, что этих волгоградских чудиков развести ничего не стоит, надо только правильно выбрать точку опоры и приложить усилие. И первые шаги, как правило, удаются. У самых недалёких эйфория наступает моментально.
Знаменитая фраза, приписываемая Фёдору Николаевичу Щербакову, о том, что местная элита – пыль на его ботинках, никого даже особо и не разозлила. К такому отношению уже привыкли. И привыкли даже поначалу давать. А потом, правда, запоздало, давать сдачи. От таких извращённых отношений в конечном итоге плохо всем. В том числе и менеджерам-вахтовикам, многие из которых впоследствии вспоминают Волгоград как карьерную или даже жизненную травму.
Ведь что, например, самое болезненное для волгоградцев в создании ОАО «Волга-Медиа»? Самое неприятное состоит в том, что то немногое, что на волгоградской земле имело хоть какие-то традиции, хоть какую-то укоренённость, было хладнокровно и безжалостно обкромсано.
Старейшая «Волгоградская правда», привычная горожанам «Вечёрка», ностальгическая «Крестьянская жизнь» оказались объектами административных манипуляций. Волгоград почти лишился последних журналистских коллективов, где ещё не разучились писать согласно нормам русского языка. И вот теперь даже этажи «Дома печати» на Привокзальной площади опустели. Такие вещи не прощают.
Сама идея создания медиа-холдинга – вполне рабочая, но, по мнению некоторых профессионалов,несколько недоработанная. Региональный медиа-холдинг из четырёх газет, одна из которых ещё даже пока и не газета, без электронных СМИ выглядит куце. В общении с московскими экспертами меня спросили про тиражи и периодичность выхода газет создаваемого холдинга, про вхождение в его состав телевидения, радио, интернет-ресурсов. Мои ответы столичных коллег явно разочаровали.
В результате сегодня может сложиться патовая ситуация. Повернуть вспять ни административно, ни юридически процесс создания медиа-холдинга невозможно. Назад преобразовать в государственное ни одно из изданий нельзя, да в этом и нет смысла: само ОАО «Волга-Медиа» на данный момент принадлежит государству. Поставить под вопрос финансирование холдинга – значит фактически парализовать его работу. Окончательно разрушить то, в чём ещё теплится жизнь, замордовать финансовыми и прочими проверками? Это тоже запросто, только, скорее всего, никакого конечного результата не будет.
Надо начинать с нуля. Продумывать и разрабатывать концепцию информационной политики на территории Волгоградской области, менять сам принцип взаимодействия администрации области со средствами массовой информации. Определиться, наконец, с политикой поддержки журналистов через распределение грантов. Чётко определить функции и объёмы полномочий государственной власти в региональном медиапространстве.
Вы удивлены, что мы опять вернулись к слову «власть»? Всё очень просто: «холдинг» в переводе с английского – владеть. Однокоренное со словом «власть». Поэтому будущее медиа-холдинга в Волгоградской области, без всяких натяжек, - лакмусовая бумажка будущего региональной власти. Слова ведь не любят бездумного употребления, они очень обидчивы.
RSS лента комментариев этой записи