Чиновничий ответ Рошалю

Премьер-министр России утвердил текст законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан" и внес его в Госдуму. Как пройдут голосования во всех возможных чтениях, ясно уже сейчас, ведь партия, лидером которой является премьер, имеет в Думе конституционное большинство. Вопрос лишь в одном: какой именно закон, закрепляющий правила деятельности столь важной сферы нашей жизни, мы обретем.
 
Ответы на этот вопрос, увы, не обнадеживают.
 
В качестве позитива нам преподносят то, что законопроект определяет понятия "охрана здоровья граждан", "медицинская помощь", "профилактика", "пациент" и так далее. Но разве мы до сих пор не знали, что это такое? А если этого не знали сотрудники Минздрава, то это уже их проблемы.
 
Закон официально закрепляет правовой статус платной медицинской помощи: "Гражданин для получения медицинской помощи на платной основе имеет право на выбор медицинской организации независимо от ее расположения и организационно-правовой формы". А до сих пор люди не знали, куда можно обратиться за свои деньги?
 
Куда интереснее другое: законопроект существенно расширяет перечень платных услуг. Бесплатными остаются назначение лекарственных средств, размещение в больничных палатах пациентов по медицинским и эпидемиологическим показаниям, размещение родителей в палате вместе с ребенком (если тот не заразен), транспортные услуги в сопровождении медицинского работника, хранение в морге трупов, оказание медицинской помощи в установленные стандартами сроки. В законопроекте впервые на законодательном уровне определяется такое понятие, как "орфанные", то есть редкие заболевания. Ими должны считаться те, которые "имеют распространенность не более 10 случаев на 100 тысяч населения". Лечение таких болезней осуществляется за счет государственного бюджета.
 
Это, конечно, замечательно. Но хотелось бы обратить внимание на другие вещи, относящиеся к гораздо большему количеству людей. Ряд экспертов уже отметил, что закон во многом построен на внедрении в жизнь другого, еще более скандального – 83-го – закона, регламентирующего работу бюджетных учреждений. А согласно этому творению бюрократической мысли бюджетные учреждения, в том числе и больницы, становятся автономными, и государство – их учредитель – освобождается от обязательств по их содержанию. Скажем еще проще: госучреждения будут заказывать больницам услуги. Сколько услуг закажут, за столько и заплатят. Остальное надо зарабатывать самим.
 
Вопрос заключается в том, сколько людей по всей стране окажутся вынуждены платить за часть медицинских услуг, которые сегодня они получают бесплатно.
 
И тут, видимо, стоит сказать самое неприятное: законопроект "Об основах охраны здоровья граждан" никакого отношения ни к охране здоровья, ни к рядовым гражданам страны не имеет. Это закон, написанный чиновниками для себя любимых.
 
В своем последнем, прогремевшем на всю страну выступлении, наверное, самый известный российский врач Леонид Рошаль заявлял: "Сколько лет мы спрашиваем: где концепция развития здравоохранения? Куда нас ведут? Расскажите, пожалуйста, громко. На съезде медиков давайте обсудим эту концепцию. А уже под эту концепцию будем выстраивать законы. Замотали. Пошли по другому пути. Сначала втихую законы, а концепции нет. А теперь под законы будем выстраивать концепцию".
 
Нет, неправ был Леонид Михайлович: концепция у работников министерства есть, только к доктору Рошалю и его коллегам она не имеет отношения. Бюрократический аппарат, призванный, по идее, обслуживать потребности и задачи нашей медицины, уже давно самодостаточен. И работает только на себя. Этим, в частности, объясняется и чисто экономический подход Минздрава к здравоохранению вообще. Сокращается число пунктов медицинской помощи. "Оптимизируются" поликлиники. Оплата труда врачей мизерна. Но ведь именно за счет этого появляются средства на покупку томографов по завышенным вдвое ценам. А мы ведь догадываемся, куда идет и как распределяется удвоенная цена.
 
И вдруг появляется Рошаль и начинает говорить неприятную и горькую правду. С точки зрения чиновников Минздрава это какой-то нонсенс. Они так обиделись, что даже анонимное письмо Путину написали с просьбой защитить их от нападок.
 
И текст внесенного в Думу закона – в определенной мере ответ Рошалю: мы хозяева отечественной системы здравоохранения. И он, как и история с письмом Путину, призывающим оградить министерских сотрудников от критики, показывает одно: между медицинскими начальниками и медиками пролегла глубокая пропасть. О пропасти между медуправленцами и простыми гражданами страны можно вообще не упоминать – это понятно каждому.
 
Минздрав России, безусловно, деградирует, и, скорее всего, его уже невозможно реформировать – только распустить. И закон, разумеется, в существующем виде принимать нельзя.
 
Но это все – благие пожелания. И закон депутаты-единороссы примут на ура, как и 83-й. И распускать министерство, скорее всего, никто не станет. Так что пока наше здоровье – исключительно наша забота, а никак не чиновников от здравоохранения.
 
Олег КОНЮХОВ

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий