Сегодня я невольно стал участником социологического опроса. Два молодых человека предъявили мне удостоверение интервьюера фонда «Институт экономических и социальных исследований» и документ с фотографией. Объяснили, что с 22 апреля по 5 мая по заказу администрации Волгограда в городе- герое проводится социологический опрос населения в рамках мониторинга общественного мнения «Городской барометр». Грешен, говорю, не знал ничего о таком «барометре». Но свой гражданский долг выполнил – и на вопросы молодых людей ответил добросовестно.
Несколько позже, терзаемый жаждой знаний, я зашел на официальный сайт администрации города Волгограда. И с интересом прочитал следующее: цель проведения мониторинга – выявление мнения населения о деятельности органов местного самоуправления Волгограда, о стратегических приоритетах, возможностях и перспективах территориально-отраслевого развития города для последующего учета и использования при принятии решений по формированию приоритетных направлений развития Волгограда, корректировке и актуализации стратегического плана устойчивого развития до 2025 года.
Узнал я также о том, что опрос проводится сотрудниками фонда «Институт экономических и социальных исследований» в будние и выходные дни с 10-00 до 21-00 по месту жительства граждан и что администрация Волгограда выражает надежду на активное участие населения в данном социологическом опросе.
По случайности, наверное, но в промежутке между 22 и 30 апреля в официальных пресс-релизах Волгоградской городской думы я не обнаружил никакой информации о событии, вполне вписывающемся в изучение мнения населения о деятельности органов местного самоуправления. А событие таково: 27 апреля депутаты не приняли отчет председателя городской Думы Ирины Каревой об исполнении представительным органом власти полномочий по решению вопросов местного значения за 2010-й год. Представленный Каревой проект решения по данному вопросу не набрал достаточно голосов даже для того, чтобы быть принятым за основу.
Если даже учитывать, что Ирина Карева возглавляет гордуму уже 8 лет подряд, а с подобным отчетом выступала впервые, то делать скидку на тонкость души и волнительность момента все равно не приходится. Как считают некоторые депутаты, отчет не был аналитическим документом и не отвечал на главные вопросы: какие решения думы помогли улучшить жизнь жителей города, какие решения приходилось принимать во благо горожан?
Интересно, если и сами депутаты не знают (или не помнят?) какие решения они принимали во благо своих избирателей, то что думают об этих решениях граждане города? Что горожане думают о своих депутатах, а, главное, о местном самоуправлении как таковом? Хочется думать, что мои честные ответы в рамках проводимого опроса будут способствовать расширению кругозора тех, кто вот так, вдруг, почти через 8 лет после принятия федерального законодательства о местном самоуправлении, захотел узнать, что же народ об этом самом думает.
Если у начальников от местного самоуправления появится политическая воля, а у исполнителей заказа восторжествует профессиональная гордость, то всем нам, как представляется, подвернется узнать тайный смысл великой поэтической мысли: «О, сколько нам открытий чудных / Готовит просвещенья дух…». А дальше, как вы помните, следует: «И опыт, сын ошибок трудных…»
На этом можно было бы и точку поставить – праздники на носу, что мозги людям пудрить?! Но не я же первый начал - это ко мне, в рамках проекта «Городской барометр», пришли накануне праздников с вопросами. А я, признаться, не знаю, как от своих вопросов избавиться. Так же как не знаю, кому их задавать…
К примеру, только за последние дни прокуратура области довела до общественности итоги нескольких проверок деятельности органов власти местного самоуправления на предмет их законности. Это вам не убийства, не взрывы, не изнасилования, не педофилия, не поджог машин, - информация такого рода стала предметом легкой добычи разного рода сетевых информационных агентств. А вот как, скажем, быть с такой « скучной » информацией? Впрочем, читайте сами – начинается короткое путешествие по бескрайним просторам горячо любимого региона …
Остановка первая
Прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства, в ходе которой выявлен факт нарушения главой администрации Жутовского сельского поселения Федором Носачевым процедуры принятия нормативных правовых актов.
Как следует из материалов проверки, он, одновременно являясь председателем сельской думы, подготовил проект решения «О внесении изменений и дополнений в бюджет на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». В нарушение установленной уставом муниципального образования процедуры он, без участия депутатов представительного органа, подписал и обнародовал правовой акт.
По результатам проверки заместителем прокурора Октябрьского района Юрием Кирьяновым в отношении главы Жутовского сельского поселения Федора Носачева возбуждено административное производство по ч.2 ст. 13.19 КоАП РФ (нарушение порядка принятия муниципальных правовых актов, установленного уставом муниципального образования). Постановлением мирового судьи судебного участка №42 Октябрьского района должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа
Остановка вторая
Прокуратурой Кумылженского района проведена проверка законности расходования бюджетных средств при размещении заказов на выполнение работ для муниципальных нужд администрации Суляевского сельского поселения.
Как установлено в ходе проверки, между администрацией поселения и закрытым акционерным обществом «Стройиндустрия» было заключено три муниципальных контракта на выполнение работ по ремонту здания Дома культуры общей стоимостью свыше 200 тысяч рублей. В нарушение норм бюджетного законодательства главой поселения в полном объеме оплачена стоимость ремонтных работ до их фактического проведения. Впоследствии фирма-подрядчик признана банкротом, а здание Дома культуры до настоящего времени не отремонтировано.
По данному факту на основании постановления прокуратуры Михайловским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета РФ по Волгоградской области в отношении главы Суляевского сельского поселения возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность). Расследование данного уголовного дела находится на контроле прокуратуры.
Не устали? Что ж, продолжим путешествие.
Остановка третья
Прокуратурой Чернышковского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере размещения заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, В ходе проверки установлены нарушения в деятельности администрации Басакинского сельского поселения.
Согласно положениям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказы на выполнение одноименных работ на сумму свыше 500 тысяч рублей в квартал производятся на основании конкурсных процедур. Размещение заказа путем запроса котировок в данном случае бюджетным законодательством прямо запрещено.
Вопреки требованиям закона, глава администрации Басакинского сельского поселения Юрий Максаев в четвертом квартале 2010 года заключил два договора на проведение работ по ремонту водозаборной скважины общей стоимостью 900 тысяч рублей посредствам запроса котировок.
Постановлением Управления федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области глава Басакинского сельского поселения Юрий Максаев привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.
Остановка четвертая
Прокуратура Киквидзенского района провела проверку законности оплаты отпусков главам сельских поселений, по результатам которой в суд предъявлено четыре исковых заявления с требованием произвести перерасчет.
Трудовой кодекс РФ гарантирует предоставление работникам ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Согласно положениям Закона Волгоградской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области» основания для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска могут быть определены в уставе муниципального образования.
Как установлено в ходе прокурорской проверки, главам Александровского, Гришинского, Завязенского и Чернореченского сельских поселений Киквидзенского муниципального района отпускные выплаты начислялась из расчета 45 дней. При этом правовых оснований для увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска в уставах данных муниципальных образований не содержится. В итоге на оплату отпускных главам поселений из местных бюджетов незаконно перечислено свыше 60 тысяч рублей.
По фактам выявленных нарушений прокурором Киквидзенского района предъявлено в суд 4 исковых заявления о понуждении администраций сельских поселений произвести перерасчёт произведенных выплат. Киквидзенский районный суд согласился с доводами прокурора и удовлетворил исковые требования в полном объеме. Исполнение решений находится на контроле прокуратуры
Постой, паровоз, не стучите колеса …
Как, вам еще не совсем ясны причины колебания «барометра интересов» руководителей МСУ? Конечно, совсем просто было бы ограничиться такой констатацией: господа начальники, не нарушайте библейскую заповедь, которая понятна даже малому дитяти: «Не кради!». Но ведь далеко не только с воровством и злым умыслом связаны многочисленные нарушения законодательства, что, в свою очередь, приводит к формированию обширного внеправового поля вокруг местного самоуправления.
Недавно на парламентском часе в Волгоградской областной думе были озвучены такие данные: за 2010 год оспорено 392 устава муниципальных образований региона. В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с нормами федерального законодательства, в минувшем году органами прокуратуры Волгоградской области внесено 214 протестов, 168 представлений, направлено в суд 18 заявлений. В истекшем периоде 2011 года принесено 222 протеста и 15 представлений.
Некоторые из этих документов довелось прочесть и мне. Сказать, то в уставах муниципальных образований имеются многочисленные пробелы, не позволяющие в полной мере реализовывать полномочия органов местного самоуправления, значит не сказать ничего. В большинстве случаев эти уставы даже не регламентируют многие процедурные вопросы – от выборов исполняющего обязанности главы муниципального образования в случае его отставки, либо отрешения от должности высшим должностным лицом Волгоградской области в порядке, установленном федеральным законодательством. Не определен порядок отчета руководителей органов власти местного самоуправления, последствия неудовлетворительной оценки их деятельности населением, не установлены принципы проверки нормативных актов на коррупционную составляющую.
Говорят, что скоро все это найдет место в так называемом типовом уставе, который уже на выходе. Но ведь у нас в области есть территории, где такие документы апробированы, где главы исполнительных и представительных органов власти местного самоуправления на этом, что называется, «собаку съели». Но их опыт так и продолжает оставаться «сыном ошибок трудных». И не потому ли так называемая вертикаль власти, отвергая, в большинстве своем, любой диалог с теми, кто носителем этой самой власти и является, задыхается в монологе? А монолог – он сродни токованию глухаря, который в эти блаженные часы ничего и никого не слышит. И тем, как утверждают орнитологи, необыкновенно счастлив.
А вот теперь и главный вопрос, который, право же, я действительно не знаю, кому адресовать. Послушайте, господа, а также товарищи, из всех политических партий, общественных движений и объединений по самым разным интересам: может, есть смысл распространить «Городской барометр», который, как почин Волгограда, стартовал аккурат в день рождения товарища Ленина и, соответственно, в день рождения известного Великого почина – коммунистических субботников - на всю территорию России? И, не мудрствуя лукаво, назвать его простенько и со вкусом «Барометр России»?
Как вы думаете, стрелки не зашкалит?