Голос одинокого человека

Сегодня стало известно о том, что запланированная на 8 мая встреча режиссера, сценариста и актера, депутата Государственной Думы Станислава Говорухина с журналистами и работниками культуры Волгограда, не состоится. Более того, не примет он участие и в многочисленных мероприятиях, которые пройдут в эти дни в рамках празднования Дня Победы.

Признаться, это огорчило многих, в том числе и ветеранов войны, которые ожидали участия Станислава Сергеевича в необычайно интересной театрально – концертной композиции» Свеча памяти». Что стало тому причиной – пока не объясняется.

Между тем продолжает свои встречи с жителями Волгограда заслуженный  деятель искусств РФ, народный артист России, кинорежиссер  Александр Сокуров.
 
Александр Николаевич Сокуров - член комиссии по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, дважды лауреат Государственной премии России, лауреат премии Организации Объединённых наций, лауреат Премии Святого Престола (Ватикан) «Человек Третьего тысячелетия», лауреат Премии имени Брессона, премии имени Витторио де Сика (государственной премии Италии), премии имени А.Тарковского, премии «Триумф», премии Г.Козинцева, пятикратный участник программы Каннского фестиваля, лауреат двух премий «Ника», трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат премии Всероссийского общества защиты памятников  культуры в номинации «Подвиг»,  почётный гражданин городов Венеция и Неаполь, член Попечительского Совета Государственного Эрмитажа, Председатель Попечительского Совета Фонда Культуры, искусства и образования «АЛЕКСАНДР».
 
По решению Европейской киноакадемии имя Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.
 
Большинство зрителей знает Александра Сокурова по фильму «Русский ковчег», снятому в залах Эрмитажа. Любителям кино знакомы также «Одинокий голос человека», «Скорбное бесчувствие», «Молох», «Телец» и «Солнце». Всего на счету режиссёра более сорока картин. Ретроспективы его фильмов уже на протяжении многих лет регулярно проходят в разных странах мира. И каждая новая его работа – это событие не только для кинокритиков и киноманов, но и для широких зрительских масс.
 
Цель визита в город - герой кинорежиссер определил так: знакомство с творческим активом, историческим наследием областного центра и Волгоградской области. Накануне Александра Сокурова принял губернатор Анатолий Бровко. «Для нас большая честь встречать на волгоградской земле выдающегося деятеля российской культуры, одного из самых ярких и серьезных авторов мирового кинематографа», - сказал губернатор. Он рассказал известному режиссеру о реализуемых в регионе программах в сфере культуры, о проекте национального центра «Победа». «Уверен, наша сегодняшняя встреча с Александром Николаевичем послужит импульсом для осуществления новых значимых совместных культурных проектов», - отметил Анатолий Бровко.
 
Встречу с журналистами, студентами волгоградского института культуры и представителями творческих союзов Александр Сокуров начал с того, что поделился впечатлениями от посещения комплекса на Мамаевом кургане.
 
- На Мамаевом кургане был с утра, - рассказал режиссер.-  Грандиозное производит впечатление. Даже сейчас, когда прошло много времени,  и изменилась технология строительства, понимаешь, какие выдающиеся мастера делали мемориальный комплекс. Но, конечно, одновременно с этим думаешь о том, какая цена была за это заплачена. Цена такая большая, что начинаешь думать – победа ли это? Победы такой ценой – такой ценой! – не даются.
 
Лучшие фильмы о войне, по мнению Александра Сокурова, это, конечно «Обыкновенный фашизм» Ромма и «На войне как на войне» Трегубовича. Почему?- спросили журналисты. Ответ был таким: «Обыкновенный фашизм» − это осмысление и судьбы человека, и времен. А второй потому,  что это не утяжеленная всякого рода философскими намеками история людей, история жизни людей. Очень интересный русский характер показан, и есть там какая-то  лирическая интонация прекрасная, это не забыть.
 
Разумеется, участников встречи интересовались отношением Александра Сокурова к проблемам культуры, ситуации в кинематографе и творческими планами режиссера. Вот некоторые из его  размышлений.  
 
«Одна из самых тяжелых проблем в современной России – это деградация общества. Может быть, мы достигнем дна,  и будем подниматься, а может быть, вопрос культуры будет снят с повестки дня – это совсем не обязательно, знаете ли, в индустриальном обществе, где такое большое значение имеют экономика, деньги, политика. Тоталитарному обществу необходима культура, демократическое государство отдает культуру на отпуск народу – идите в театр, подойдите к кассе, заплатите за билет. Есть полный зал – вот вам будет театр. Если вас там нет, если билеты не взяты – зачем нам его финансировать, этот театр? Культура в такой стране, как Россия, стоит баснословных денег. Только советская власть могла позволить себе со скрытыми всякими бюджетами вкладывать в культуру такие огромные деньги».
 
После этого монолога, честного и открытого, лично у меня возникло желание провести параллель с названием одного из фильмов режиссера: «Одинокий голос человека». Нет, точнее было бы так: голос одинокого человека.
 
«В следующем месяце полностью завершатся работы над фильмом «Фауст», который снимается третий год. Это - завершение тетралогии, до него были «Молох», «Телец» и «Солнце». Фильм идет 2 часа и 14 минут. Картина на немецком языке, снималась за пределами страны, с европейскими актерами. Фильм будет представлен на Каннском  кинофестивале».
 
Как выяснилось, впоследствии Сокуров планирует сделать вариант кинокопии «Фауста» на русском языке. Причем озвучит героев, вероятней всего, сам - закадровым голосовым синхронном.  Однако в благополучную прокатную судьбу своей новой картины в нашей стране режиссер не верит.
 
«Пока особого желания и рвения у прокатных организаций России нет. Потому что в России уже 10 или 15 лет исчезла всякая, соответствующая масштабу затрат в кинематографе, потребность к этой серьезной теме. Мы не можем собрать зал на такой серьезный фильм. Эта деградация, которой не было со времен Советской России. Показывать такую картину – непонятно кому и непонятно где. Мы, конечно, делаем русский вариант, это будут субтитры или голосовое озвучание – я сделал его сам. Но это тоже затраты, тоже деньги. Копия стоит несколько тысяч долларов. Если она не востребована и картина не нужна, то зачем ее делать. Возможно, мы сделаем версию для телевидения. Но пока моя задача – закончить этот огромный, большой труд. Я не могу защитить свое произведение у себя на родине, я не могу добиться показа у себя на родине, я не даже не могу осуществить выпуск на DVD своих картин. Хотя за пределами страны они все вышли. Даже если фильм «Фауст» будут показывать только за пределами России, мне этого тоже будет достаточно»
 
В эти дни творческие встречи Александра Сокурова продолжаются. Одна из них прошла в ВолГУ, где режиссер показал студентам свой документальный фильм 2009 года «Читаем блокадную книгу».
 
Марина УКРАИНЦЕВА


Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий