Сегодня региональное управление Министерства юстиции зарегистрировало поправки в Устав города-героя Волгограда, принятые депутатами Волгоградской городской Думы 13 апреля и предполагающие разделение полномочий между главой Волгограда и главой местной администрации (сити-менеджером).
Ожидается, что завтра документ будет опубликован в печатном средстве массовой информации, определенном в качестве публикатора официальных документов, коим является газета «Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград», после чего поправки в Устав Волгограда вступят в законную силу.
Эта информация, размещенная на сайте администрации Волгограда, сопровождалась вполне логичным комментарием. Он напоминает о том, «что проект решения Волгоградской городской Думы «О внесении изменений в Устав города-героя Волгограда» был направлен в представительный орган власти комитетом Волгоградской городской Думы по городскому хозяйству»
Данный проект, говорится далее, который предполагает « разделение полномочий между главой Волгограда, избираемым из числа городских депутатов, и главой местной администрации (сити-менеджером), контракт с которым заключается по результатам конкурса, получил положительные заключения комитетов гордумы, а также надзорных органов и правовых структур Волгограда».
Посетителям сайта напоминают также о том, что «1 апреля внесение поправок в Устав большинством голосов было поддержано на публичных слушаниях, 13 апреля за введение в нашем городе института сити-менеджера проголосовали на своем очередном заседании депутаты Волгоградской городской Думы».
Будем педантичны в хронологии: депутаты не только проголосовали за введение обозначенного института, на что имеют право по закону, но и тут же, без передыху, сформировали инициативную группу по выдвижению из своей команды кандидатов на должность председателя гордумы, который, согласно внесенным в Устав Волгограда поправкам, одновременно будет наделен полномочиями главы города.
«Нарисовалось» три кандидатуры: Сергей Забеднов, Сергей Пискарев и Ирина Соловьева. За каждого из трех претендентов тут же начали собирать подписи. И запестрели в разных СМИ сообщения о том, кто лидирует в этой гонке, у кого какой бизнес, кто кого поддерживает и если поддерживает, то почему поддерживает этого, а не того и вообще, сколько это место стоит и стоит ли оно того. На весь этот перечень вопросов у меня есть свои ответы, главный из которых звучит вполне по Булгакову: да не читайте вы эту белиберду! Но альтернатива в информационном пространстве не очень просматривается, и потому попробую заполнить вакуум.
Во- первых, непонятны критерии, которыми руководствуются депутаты, желая выбрать главу города. Они, наверное, запамятовали, что выбирают не только спикера для руководства ими, слугами., так сказать народа, но и главу миллионного города, которому, в соответствии с принятыми поправками в Устав, вменено в обязанность представлять на разных уровнях 1 млн.20 тыс.862 человека – жителей города-героя. Да и сам город герой тоже – как административную единицу, не последнюю на карте России и мира. Почет? Еще бы! Ответственность? Еще бы!! Но почему тогда я, как житель Волгограда, должен вот так, вслепую, делегировать и ответственность, и почет кому -то именно из упомянутой тройки депутатов? Чем он прославились, что их отличает от других, в чем их заслуги? Даже мне, не совсем далекому от политических процессов, происходящих в Волгограде и области, человеку, знакомому, к тому же, с каждым из перечисленных, сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Да, в силу очень многих причин, в том числе и в силу знания законодательства, я понимаю, что у депутатов городской думы есть право на выбор главы города из себя, любимых – и процедура выборов прописана четко. Но есть и другое :публичность и открытость как намек на демократичное общество. И есть еще то, что в определенных случаях называется предварительным следствием, или, если угодно, досудебным исследованием.
Нет, нет, я ни на что не намекаю! Я – о принципе. И ситуация, что складывалась в процессе изменения Устава города, и процессы, которыми сопровождалась эта процедура, и неоднозначное отношение к ней жителей Волгограда - все это требовало особой гибкости на завершающей стадии событий, которые одни называют революцией, другие – контрреволюцией, а третьи, к которым отношусь и я, эволюцией в рамках федерального закона.
Так вот, определились, скажем, депутаты, руководствуясь какими - то, одним им известными принципами, с первой тройкой претендентов на пост главы Волгограда. Так покажите их людям, так «выведите» их в прямой эфир на муниципальном телевидении, так дайте людям их послушать, предоставьте возможность гражданам задать им пару-тройку вопросов, проведите, приличия ради, какое- никакое интерактивное голосование. Найдите, если сможете или, точнее, если захотите найти, другие формы участия горожан в этом процессе, и, таким образом разделите с ними, господа депутаты, свою ответственность за свой же последующий выбор.
Так нет, спешат, спешат, спешат…
И вот уже открыто заявляется о том, что процедура выборов главы города состоится сразу после того, как в Минюсте РФ будут зарегистрированы изменения, внесенные в Устав Волгограда. А спешка, она, как известно, хороша при ловле блох. А дела государственные не терпят суеты. А уж что им точно нужно, так это выверенная до мелочей юридическая составляющая, чтобы, как говорится, любая оппозиция принимаемым решениям носа не подточила.
Вряд ли, конечно, из этого исходила депутат Государственной Думы Алевтина Апарина, когда обратилась в Министерство юстиции РФ с просьбой провести правовую экспертизу проекта муниципального правового акта о внесении изменений в Устав города-героя Волгограда в связи с изменением способа избрания главы города. Но желаемого ответа она дождалась.
В полученном письме за подписью первого заместителя министра А. Фёдорова, которое сегодня было широко распространено в Интернете, отмечено, в частности, что «положений, противоречащих законодательству в процедуре разделения полномочий мэра и сити-менеджера не обнаружено».
А далее следует то, что, на мой взгляд, и станет предметом новых дискуссий, если не сказать судебных исков.
«В то же время, как известно»,- пишет первый заместитель министра юстиции, «частью 2 статьи 40 ФЗ №131 установлено, что срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не может быть менее двух и более пяти лет. А, учитывая, что действующий состав Волгоградской городской думы будет осуществлять свои полномочия менее двух лет, глава города не может быть избран из числа её состава непосредственно после вступления в силу зарегистрированных изменений в Устав города-героя Волгограда. Таким образом, до избрания нового состава Волгоградской городской Думы (в марте 2013 г.) в соответствии со статьёй 36 Устава города-героя Волгограда, полномочия главы города должен исполнять один из первых заместителей главы города».
У министра нет сомнений - и ставить знак вопроса в конце предложения, на первый взгляд, неуместно. Но письмо министра, адресованное даже депутату Госдумы , не есть истина в последней инстанции. И потому, повторю еще раз, нельзя исключить, что дело дойдет до суда. Если дойдет. А если дойдет, то его решение и определит последующие события.
Не будем при этом забывать и о том, что инициативная группа по проведению референдума, в котором обозначен вопрос: «Глава Волгограда избирается гражданами, проживающими на территории Волгограда и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?», - обратилась в Центральный суд с заявлением, в котором просит защитить конституционные права волгоградцев на проведение референдума-
Как уже сообщалось,19 апреля 2011 года избирательная комиссия Волгограда отказала в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Как указано в постановлении избирательной комиссии, в соответствии с указанным решением Волгоградской городской думы, вопрос, выносимый на местный референдум, признан не отвечающим требованиям ст. 5 Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 г. № 222-ОД «О местном референдуме в Волгоградской области». Парадокс в том, что, в связи с изменениями в Уставе города, зарегистрированном в Управлении Минюста России по Волгоградской области, городская избирательная комиссия ликвидирована, а ее функции переданы облизбиркому.
Кто же будет отвечать по иску, если его рассмотрение состоится?
Вопросы, как видим, есть. И они требуют ответов. Публичных ответов, четких и понятных людям. Доверие к власти – оно ведь дорогого стоит.