Закон о кратных штрафах за взятки прошел все инстанции и вступает в силу. К этому моменту обсуждение его в СМИ и обществе уже выдохлось, в значительной мере потому, что в результативность принятого закона мало кто верит. Пакет антикоррупционных законов, предложенных президентом, не законом о штрафах открывался и не им будет завершен. И по тому, как работают (и как не работают) принятые ранее законы, общество судит о возможностях последней законодательной новации.
Что же обещает нам новый закон? Наказание за взяточничество в виде штрафов, которое может достигать 100 крат от суммы самой взятки. При этом штрафы могут применяться не только как дополнительная мера наказания к лишению свободы (это привычно для нас, учитывая опыт СССР), но и как мера альтернативная. То есть штрафовать будут, а сажать при этом – не обязательно. Наконец, предусмотрена дифференциация наказания в зависимости от размера поборов. Законом устанавливается классификация видов взяток: минимальная – до 25 тыс. руб., в значительном размере – от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб., в крупном размере – от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб., и в особо крупном размере – свыше 1 млн. руб.
За получение минимальной взятки предусматривается штраф в размере от 12-кратной до 50-кратной ее суммы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет и штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.
Получение взятки в особо крупном размере должно караться штрафом в размере от 80-кратной до 100-кратной ее суммы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до 15 лет и штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. При этом штраф за совершение преступлений в сфере взяточничества не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб.
Учитывая, что особо крупные взятки берутся особо крупными чиновниками не в российской валюте и составляют порою десятки миллионов долларов или евро, 500 миллионов рублей штрафа могут не остановить коррупционеров. Правда, очень редко приходится слышать о привлечении к ответственности чиновников такого ранга.
В законе оговаривается также новый состав преступления – посредничество во взяточничестве, под которым понимается "непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки". Причем, наказание будет наступать даже за обещание или предложение такого посредничества в виде штрафа до 500 млн. руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Еще на стадии представления законопроект вызвал серьезную дискуссию. Так, глава правового управления Кремля Лариса Брычева, вынося в январе на публичное обсуждение часть норм законопроекта, уверяла, что кратные штрафы являются более простым и более эффективным механизмом наказания, чем конфискация нажитого коррупционным путем имущества. По ее словам, "задача – подорвать экономическую основу совершения преступления, чтобы не было мотивации брать взятки". "Целью уголовных репрессий, – пояснила она, – является главным образом лишение свободы, при этом полученные незаконным путем деньги далеко не всегда отбирали и не особенно разыскивали. Такая ситуация не очень пугает коррупционеров и вряд ли позволяет достичь реальных целей".
Глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев, как и Брычева, уверен, что штрафы – более эффективный механизм, чем конфискация: механизм конфискации требует времени на доказательства, а "коррупционер при этом сохраняет главное оружие – деньги – и может начать откупаться". В итоге конфискация применялась за все время только по 0,8 % уголовных дел.
Наряду с этим, высказывались мнения о том, что в ряде статей многое оставлено на усмотрение суда, в том числе по тем нормам, которые устанавливают весьма существенную вилку штрафов, и есть опасение, что это приведет к росту коррупции в судейской системе.
И вот закон стал реальностью. Скоро мы сможем воочию убедиться, каковы окажутся результаты его применения.
Пока же сам президент России весьма критически оценивает ситуацию: "Коррупция остаётся фактором, который влияет на общую экономическую ситуацию. Хватка коррупции не ослабевает, она держит за горло всю экономику. Результат очевиден: деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верит не так много людей, как нам бы хотелось. Этому доверяют не так много предпринимателей".
Между прочим, по данным судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году за коррупцию было осуждено 1817 человек, 336 из которых получили реальные сроки лишения свободы. Из 10 чиновников, осужденных за получение взятки при отягчающих обстоятельствах, реальный срок получили 3 человека, а 7 наказаны условно. 205 человек были осуждены за получение взяток при особо отягчающих обстоятельствах. 155 из них приговорены к лишению свободы.
Можно, конечно, задать вопрос: много это или мало? Но вот экспертное мнение человека, занимающегося проблемой коррупции, которое заставляет вообще по-иному посмотреть на проблему.
"Наша коррупция – это не то, что публикуют в своих сводках правоохранительные органы: сколько они провели проверок и сколько возбудили дел, сколько дел дошло до суда, и сколько обвинительных приговоров было вынесено, – считает руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов. – Коррупция – это то, что остается за пределами таких отчетов. Это то, что позволяет распределять бюджетные средства, хоть и по закону, но "нецелевым" образом. Это то, что позволяет чиновникам злоупотреблять легальным положением, что обеспечивает и поддерживает такие сделки. То, что незаконно – это просто воровство, злоупотребление и так далее. Коррупция позволяет украсть и злоупотребить, оставаясь формально чистым перед законом. Это – управленческая структура, позволяющая безнаказанно и с минимальными рисками заниматься распределением очень больших государственных средств в интересах узкой группы лиц".
Как повлияет новый закон на такую коррупцию – большой вопрос. Во всяком случае, Медведев уже сделал следующий шаг: предложил обнародовать все случаи, когда чиновники просят руководителей судов взять под контроль рассмотрение того или иного дела.
Может быть, именно так – шаг за шагом, преодолевая отчаянное сопротивление заинтересованных лиц, мы построим когда-нибудь свободное от тотальной коррупции государство.