По мнению большинства наблюдателей, президент Медведев и вице-премьер Игорь Сечин недолюбливают друг друга, утверждает The Financial Times. "Когда они появлялись вместе перед телекамерами (это случалось редко), отчетливо ощущалось презрение: даже жилы на шее вздувались. Известно, что руководители "Роснефти" за спиной у президентских советников пренебрежительно называют их "бойскаутами". Так что, возможно, Медведев испытал особое удовлетворение от того, что вынудил Сечина покинуть его насиженное место в "Роснефти", - пишут журналисты Чарльз Кловер и Нил Бакли.
Отставка Сечина - одна из немногочисленных побед Медведева: Младшему партнеру в правящем тандеме нелегко осуществлять обещания о реформах, считает издание. Между тем многие экономисты полагают, что без либерализации и обуздания бюрократии, госсобственности и коррупции российская экономика не реализует свой потенциал и останется маргинальным поставщиком сырья развитому миру.
Медведев по возможности комбинирует борьбу за экономические реформы с попытками укрепить собственную политическую власть, полагает газета. "В последние несколько месяцев на его счету несколько заметных успехов, которые ослабили его соперников типа Сечина и решают ряд наиболее вопиющих проблем с руководством экономикой".
По мнению авторов, стратегия Медведева чем-то напоминает подход Горбачева, который отождествил себя с экономическими и политическими реформами и на этой основе укрепил свою власть в ущерб традиционалистам из Политбюро. "Медведев использует лозунг модернизации, чтобы перехватить у правительства право на принятие политических решений в экономической сфере", - сказал в интервью неназванный экс-чиновник кремлевской администрации.
Подобно Горбачеву, Медведев - относительный либерал на фоне "аппаратчиков в серых костюмах, обязанных Путину своими должностями и льготами", как выражается газета.
По мнению издания, экономический крах 2008 года продемонстрировал многим, что путинская модель экономики себя исчерпала. Теперь накануне выборов Медведев старается показать себя, и ему нужны собственные достижения.
Путин и Медведев - старые друзья. "Но сотрудники аппарата Медведева злятся, что в правительстве игнорируют их служебные записки, что в высшие эшелоны власти их не пускают", - замечает газета. По оценкам издания, несмотря на "почти всесильные" конституционные полномочия президента, при Медведеве вес Кремля намного снизился по сравнению с московским Белым домом.
"Медведеву приходится балансировать: строить свой имидж самостоятельного политика, но не сердить "делателя королей", который преграждает ему путь ко второму президентскому сроку. Путина он критикует продуманно и обиняками", - говорится в статье.
Медведев стремится потихоньку завладеть рычагами экономического курса, считает издание. Президентская комиссия по модернизации - "нечто типа параллельного правительства", где Медведев может прямо давать указания и требовать отчетов об их выполнении, утверждает Сергей Гуриев, ректор РЭШ (Москва). "Она дает Медведеву прямой доступ к министрам, которого он иначе не получит", - пояснил Гуриев.
Но многие указания Медведева министрам не встречают отклика, особенно в Министерстве финансов, которое возглавляет Кудрин, утверждает газета, ссылаясь на информированные источники. Кудрин - авторитетный реформатор, но, очевидно, он хранит верность Путину. "Вице-министры считают своим начальником Путина, а не Медведева", - заметил некий экономист.
И все же Медведев на заседаниях комиссии настойчиво добивается, чтобы министры выполняли его волю. Так, 25 апреля он отчитал Андрея Фурсенко за плохую слаженность высшей школы и частного сектора, а Кудрина призвал работать совместно с кремлевской администрацией.
"Обуздание тесной дружбы министров с госкомпаниями - самый примечательный из 10 пунктов программы реформ", изложенной Медведевым 31 мая, напоминает газета. Кстати, в рамках этой программы Кудрин покинул свой пост в ВТБ. "Правда, близкие к нему источники говорят, что министр финансов одобрил шаг президента", - замечает издание.
Большинство министров, затронутых постановлением Медведева о советах директоров госкомпаний, - назначенцы и верные сторонники Путина, и Медведев искал способ ослабить их влияние, считает политолог Алексей Макаркин (Москва). По его мнению, Медведев явно метил в Сечина, лидера силовиков.
Впрочем, заодно эта история ярко продемонстрировала пределы власти Медведева - "а именно, что ему явно не разрешено увольнять министров, позволено лишь уменьшать их привилегии", - считает газета.
Тем временем некоторые министры пытаются рекомендовать на посты в госкомпаниях собственных кандидатов. Самый вероятный преемник Сечина в "Роснефти" - вице-президент ВТБ Сергей Шишин, который, по слухам, близок к Сечину и Путину. "Блестящая идея Медведева обернулась печальным фиаско. Какая разница, кто заседает в совете директоров, если голосует он все равно по указке?" - заявил борец за права акционеров Алексей Навальный.
По мнению издания, Путин одобряет модернизационные усилия Медведева, но при этом старается удержать в своих руках все рычаги власти. "Правительство осознает важность госкомпаний для политической власти. Оно знает, что частными компаниями труднее командовать", - поясняет Гуриев.
Тяга к реформам несколько притупилась из-за высоких цен на нефть, считает газета. Путин относится к либерализации прохладно: ему дороже политическая стабильность. "По-моему, Путин хочет проверить, как долго ему удастся ничего не предпринимать", - заметил неназванный "экономист, близкий к премьеру". Команда Медведева во главе с Аркадием Дворковичем полагает, что трудные решения нельзя откладывать на будущее.
Медведеву следовало еще два года назад приступить к формированию собственной политической опоры, полагает экономист Игорь Юргенс. В таком случае Путин и Медведев могли бы соперничать на выборах. Но момент был упущен, и теперь Медведев сможет баллотироваться лишь по воле Путина, а не по собственной, считает Юргенс. "И все же, по-моему, Медведев тренируется, взрослеет, позиционирует себя, готовясь к выборам", - добавил Юргенс.
Источник: Financial Times