Единый налог на недвижимость, заменяющий раздельную плату за имущество и землю, появится не в 2013 году, как предполагалось ранее, а уже в следующем. Правда, лишь в 12 пилотных регионах. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал директор Департамента недвижимости Министерства экономического развития Андрей Ивакин. Единый налог по всей стране будет вводиться «по мере готовности». Эту готовность будут совместно оценивать Минэкономразвития, Минфин и Федеральная налоговая служба.
В качестве пилотных регионов выбраны Башкирия, Татарстан, Краснодарский и Красноярский края, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тверская области.
По словам Ивакина, формирование единых объектов недвижимости (земля и строение на ней), а, соответственно, и единого объекта налогообложения власти готовы отодвинуть на неопределенный срок. Однако главный принцип — брать налог на дома и квартиры не от инвентаризационной (как сейчас), а от кадастровой стоимости будет реализован быстро.
Размер ставки нового налога пока не определен. Предполагалось, что он будет в районе 0,1 процента от рыночной стоимости недвижимости. Обсуждалось и введение налоговых вычетов для малообеспеченных граждан — в частности, чтобы квартиры до 55 квадратных метров и участки не более шести соток облагались по нулевой ставке.
При этом Минэкономразвития предполагает, что для стимуляции формирования единых объектов могут ввести более низкие ставки, а именно: «Собственники жилья в многоквартирных домах… являются собственниками земельных участков. Поэтому обсуждается вопрос о введении для них единого налога. Сделать это можно, отменив… земельный налог, оставив только налог на квартиру», — уточняет Ивакин.
Член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер, с которым связалась «Особая буква», к планам ускоренной реализации нового закона отнесся достаточно спокойно. По его словам, эта мера будет предпринята для наполнения казны — особенно, региональных бюджетов.
Разумеется, согласен экономист, семья со средними доходами (не путать со средним классом, который у нас крайне малочислен) в итоге будет платить за жилье больше, причем, больше в разы — это неизбежно. Другие категории граждан — условно говоря, бедные (их в России не менее 15 процентов) — будут платить, как сейчас, их усиление налога практически не коснется. Сверхобеспеченные люди также безболезненно перенесут новшество — у них большой запас прочности, да и доходы, в принципе, увеличиваются быстрее роста налога.
«Другое дело, какова социальная цена предстоящих фискальных изменений — подчеркивает собеседник «Особой буквы». — И здесь я бы отметил верный ход с пилотными регионами: посмотреть, как среагирует провинция, причем, не самая бедствующая, зато влиятельная в электоральном плане».
По словам Гонтмахера, в любом случае на первых порах можно действовать с помощью системы льгот, чтобы постепенно приучить народ к выплатам по новой схеме, чтобы сработала социальная адаптивность, позволяющая избежать эксцессов, схожих с реакцией на введение монетизации льгот.
«Но в сухом остатке остается корневая проблема, едва ли не эсхатологическая: доверие к властям — и это не тайна — запредельно низкое, любые движения госструктур его, по определению, не повышают, а здесь такой удар по карману! Пусть размытый по времени, однако все равно удар. И ведь мы действительно бюджет не контролируем, связей между личным интересом и общественным (синонимом которого и должно являться государство) не видим, бороться за свои права не приучены (или же ленимся), а вводить новый закон все равно придется, он внутренне логичен, более правильный, чем действующее положение», — рассуждает член правления ИНСОР.
«И все-таки было бы разумней вводить новый правильный закон лишь на фоне изменений другого рода — политических, структурных, правовых, всего их комплекса, для краткости называемого модернизацией. Но это выходит за рамки возможностей Минэкономразвития», — заключает Евгений Гонтмахер.