Волгоградская горе – дума, или против кого сегодня, девочки, дружим?

Ну почему у нас всегда так: по отдельности все люди почтенные, а как вместе соберутся, так непременно сотворят что-нибудь непотребное? Городская дума – звучит красиво и даже гордо. Разговорное сокращение «гордума» тоже неплохо ложится на слух, звучно так получается, раскатисто. Однако после постигшей Волгоград скоропостижной мэрской утраты  многие народные избранники впали в такие глубокие горе и скорбь, что до сих пор утешится у них никак не получается.

В ряде местных СМИ(с выносом темы за пределы региона) появились «глубокие» размышления о том, что завтра, 25 мая, на заседании городской думы, проявит себя «кризис власти» с успешным выносом очередного городского «политического тела».
 
Однако, как представляется, эти ожидания чрезмерны И вот почему…
 
Утешение от губернатора.
В отличие от прежнего, нынешний губернатор с волгоградскими депутатами общается. И сам к ним приходит, и у себя принимает. Началось это ещё прошлым летом, когда не в шутку политически занемог местный градоначальник. Именно депутаты, достойнейшие люди города-героя, должны были подготовиться к неизбежному, чтобы вовремя вступить в наследство от административно покойного, с толком распорядиться доставшимися полномочиями.
 
Областное начальство не одну неделю убеждало думцев, что самораспускаться нынешнему созыву депутатов не понадобится, что все сохранят свой статус-кво, и вообще, их роль и значимость в новой ситуации значительно повышается.
И всё это – чистая правда. Только одна поправочка: главным условием всего этого депутатского счастья должна быть самостоятельность депутатов. И в подготовке конкурса по избранию сити-менеджера, и в формировании новых принципов управления Волгоградом в целом. Но как раз к этому большая часть народных избранников оказалась не готова.
 Сказалась патологическая привычка представительного органа, что ими кто-то должен обязательно руководить из органа исполнительного.
 
Чего ожидали депутаты?
Ждали, конечно, не только утешений. Ждали, что сейчас их возьмут как безутешную вдову на иждивение. Как обычно складывались отношения у городских депутатов с волгоградским главой? Кому – пост, кому – преференции по бизнесу, кому – порадеть за родного человечка, а кто-то – в оппозиции. При таком раскладе председатель думы – фигура не политическая, а административная. Вести грамотно заседания, следить за работой аппарата думы, не допускать откровенных ляпов в подготовке документов, если надо – гасить конфликты.
 
Это система сложилась ещё при Юрии Чехове, и,  по существу,  не менялась ни при Ищенко, ни при Херианове, ни при Гребенникове. Каждый из них находил свои способы сосуществования с депутатской «вольницей», но неизменным оставалось одно: глава городской администрации – маховик городской власти, председатель городской думы – приводной ремень, посредник в разрешении конфликтов интересов между мэром и отдельными депутатами и депутатскими группами. Председатель всегда, явно или не явно, играет на стороне исполнительной власти.
 
Именно поэтому год назад на эффективный контакт с губернатором подавляющее большинство городских депутатов не пошло. Не потому, что так уж очень опасались Гребенникова, а оттого, что сама система властных отношений, сложившаяся в Волгограде не предполагала, что губернатор может напрямую, без мэра, общаться с депутатами. Поэтому в августе 2010 года первая встреча Бровко с городскими думцами проходила в присутствии Гребенникова. Присутствие мэра было напряжённым, молчаливым и тягостным. Губернатор всего-навсего пересёк проспект Ленина, а оказался на принципиально чужой территории. И не потому, что местное самоуправление – независимый от регионального уровень власти, а потому, что так сложилось, в том числе и на уровне человеческих отношений. 
 
Отрешение мэра от должности фактически выдернуло из системы ось. Но не полностью и не навсегда, а с последующей необходимостью её замены на стержень действующей власти самой городской Думы, получавшей право назначать сити-менеджера и выбирать мэра (и в одном лице председателя думы) из числа самих депутатов.
 
Такая схема управления городом предполагает, что вне зависимости от своих политических или личных симпатий депутаты в первую очередь заинтересованы в стабильности. И в первую очередь будут решать вопрос с сити-менеджером. А во вторую – направят всю свою энергию и опыт в созидательное русло: круг полномочий расширяется, только черпай полной ложкой и открывай рот. Однако привычка только открывать рот, похоже, никак не уходит.
 
Художественная самодеятельность
Исчез Гребенников, и теперь все дружно смотрят на губернатора: когда он даст директивы и ценные указания. А некоторые, умудряются от имени этого самого губернатора такие «указания» называть и даже исполнять. Теперь уже вряд ли кто сможет достоверно установить подробности совсем недавней истории со сбором 36 подписей депутатов за отзыв Ирины Каревой с поста председателя думы. Да в этом и смысла никакого нет, поскольку выяснилось, что ВРО ПП «Единая Россия» к этому отношения не имеет, губернатор отношения не имеет, а подписи-то есть!
 
Вместо точки опоры, которой в нынешней переходной ситуации должна быть гордума, она может стать, напротив, дестабилизирующим фактором. Не нравится Карева? Надоела? Слишком долго сидит на своём посту? Пожалуйста, переизбирайте сколько душе угодно. Только сначала выполните главную работу: утвердите положение о конкурсе, назначьте приличного человека сити-менеджером, утвердите новую структуру городской администрации, а уже потом занимайтесь играми в выборы вожака стаи.
 
Тут как в фигурном катании: сначала обязательная программа, а потом – произвольная. А у нас наоборот: все озаботились переделом руководящих постов, а о деле как-то подзабыли. Как сегодня в короткой беседе сказал мне один из депутатов, вполне здравомыслящий человек: «Зато раньше у нас было в думе много депутатских группок, а теперь – одна настоящая, большая и парочка совсем маленьких». На что я скептически заметил, что, к великому сожалению, принцип объединения в большую группу какой-то ненадёжный и даже порочный: «против кого сегодня, девочки, дружим?». На таком фундаменте ничего путного не построишь.
 
И ссылаться во внутренних думских интригах на губернатора тоже не надо. Всё, что ему надо (вполне вероятно) на данном этапе, это чтобы Волгоград не был головной болью. И чтобы местное самоуправление в областной столице потихоньку становилось реальным. Это, отнюдь, не исключает, что стратегически важные для Волгограда вопросы будут решаться с учётом мнения губернатора. Возможно, это мнение, будет наиболее весомым. Но далеко не единственным!  
 
И уже сейчас сами волгоградские депутаты должны самостоятельно создавать и учиться отрабатывать новые институциональные модели взаимодействия с областной исполнительной и законодательной властью, а не шустрить в поисках лучшей доли. Древние римляне не случайно ведь говорили: «лучшее – враг хорошего». И никакой художественной самодеятельности, а только стройная система законов, римское право называется. Самое, что ни на есть депутатское дело.   
 
Правовые коллизии и политические иллюзии
Вопреки преобладающему мнению, ещё раз повторюсь, что ФЗ-131 про местное самоуправление так и остался «сырым». И расхождения в правовых оценках произошедшего отрешения мэра от должности, и нынешние противоречия в юридических мнениях представителей минюста, прокуратуры и др. по поводу сроков и возможности избрать мэра из числа действующих депутатов – прямые следствия непроработанности соответствующих норм федерального законодательства.  
 
Но и в этом нет ничего особенно драматичного. Несовершенство законов шлифуется правоприменительной практикой. Да, и разъяснительными письмами из органов юстиции, и прокурорскими мнениями, и судебными решениями. Да, это не только юридический, но и политический процесс. В нём конкурируют, побеждают и терпят поражения. Создают юридические прецеденты. Политика и юриспруденция – сиамские близнецы, поскольку законы при демократии пишут и переписывают те самые депутаты, которые являются политиками. И за тем, как исполнительная власть эти законы соблюдает, тоже депутаты следят. И в этом сложном и, порою, напряжённом процессе далеко не всё однозначно.  
 
Но это не повод, чтобы после появления какого-нибудь очередного юридического заключения писать в газетке что-нибудь про «безвластье в Волгограде». Это не только поверхностно, но попросту глупо. Если кто-то думает, что главный в городе – это мэр, он заблуждается. Это – иллюзия. И не глава администрации, и не сити-менеджер, и не председатель думы, и не губернатор, не СУ СКП, не УФСБ и не т.д. и т.п. Любая власть, в том числе и в нашем городе, устроена совершенно иначе. Не как механизм, а как организм, в котором у каждого органа – своя функция. Более важная, менее важная, но своя. Незаменимая.
 
«Линейность» бытового мышления такова, что кого-то обязательно должны назвать главным. Но это всегда условность. Некоторые про это забывают и даже начинают таковыми считать сами себя. Жизнь их наказывает. Многих - жестоко. Поэтому лично мне не особенно интересно, кто конкретно станет сити-менеджером и мэром Волгограда. Гораздо более важно, что бы была выработана прозрачная и честная процедура выборов и назначений, чтобы в ней была заложена хоть какая-то «защита от дурака», чтобы никто после очередных избраний и назначений не смог оспорить легитимность новоизбранных и новоназначенных.   Собственно, это и есть депутатская работа, и депутатам уже давно пора ею заняться. Иначе так и будет у нас в городе не гордума, а «горе-дума».

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий