У Зюганова не выдержали нервы – он первым заявил, что идет в президенты.
 
Прошел ровно месяц с того дня, когда Владимир Путин объявил о начале нового, связанного с его именем, политического проекта с громким названием "Общероссийский народный фронт". Суть его довольно проста, и на самом деле даже не заслуживает того, чтобы об этом трубили на каждом углу. Ведь речь идет всего-навсего о том, что на предстоящих парламентских выборах "Единая Россия" должна включить в свои партийные списки максимальное (до 25 %) количество беспартийных кандидатов. Потому что у самой партии, судя по словам премьера, уже нет ни "свежих идей", ни "свежих предложений", ни "свежих лиц".
 
Эту публичную критику со стороны своего лидера единороссы приняли с привычной покорностью, а идею спасения партии за счет его формального отдаления от нее – с благодарностью. Они прекрасно понимают, что только такой предвыборный ход, позволяющий им на полную катушку задействовать административный ресурс, может помочь "ЕР". Их даже не смущает ни намеренная и довольно опасная радикализация политического пространства (те, кто голосует за партию власти – силы "здравомыслящие и конструктивные", а кто поддерживает другие партии – враги Отечества), ни антураж начатой гораздо раньше времени президентской кампании.
 
Речь в данном случае идет не только о самом Владимире Путине, но и о лидере КПРФ Геннадии Зюганове, который сообщил вчера о своем выдвижении кандидатом в президенты страны. Коммунисты намерены создать в противовес "Общероссийскому народному фронту" свое "Народное ополчение". Отчасти это решение принято по причине явного смятения в рядах коммунистического электората: как выяснили социологи, 27 % избирателей КПРФ, попав под впечатление путинской риторики, высказались за то, чтобы партия Зюганова вошла в "Народный фронт". Видимо, чтобы предотвратить в стане своих сторонников "разброд и шатания", лидер коммунистов и был вынужден форсировать события.
 
Когда против "фронта" создается "ополчение", в реальной политике появляется привкус войны. Трудно сказать, рассчитывал ли на это премьер, но вряд ли ему теперь удастся обеспечить стабильность и спокойствие в непростой период больших выборов.
 
Данные ведущих социологических служб, которые сегодня особенно внимательно следят за ситуацией, говорят о том, что страна пока не понимает, что происходит.
 
ВЦИОМ: 48 % респондентов еще не сформировали свое отношение к "фронту", 2 % заявили о том, что хотели бы вступить в его ряды, еще 8 % не исключают такой возможности.
 
ФОМ: 62 % россиян ничего не слышали о "Народном фронте", 34 % в той или иной степени знают о нем, при этом 66 % затруднились выразить свое отношение к ОНФ, а число его сторонников и противников оказалось равным – по 17 %. На вопрос социологов: интересны ли им новости о "Народном фронте" и его деятельности, 41 % опрошенных ответили "нет", 27 % сообщили об интересе, 32 % пока не определились.
 
Левада-центр: 40 % граждан одобрили идею создания ОНФ, 33 % заявили о том, что она им не нравится, 27 % пока не смогли определиться. Большинство респондентов – 57 % – считают, что "фронт" необходим Путину для решения проблем "Единой России". С утверждением о том, что ОНФ создается "для консолидации всех здоровых сил общества" согласились 16 % опрошенных, 14 % считают, что при его помощи власть может усилить контроль над партиями и общественными организациями. "Очередным мертворожденным бюрократическим образованием" назвали "фронт" 26 % респондентов. По 21 % заявили о том, что ОНФ, видимо, будет бороться с несистемной оппозицией и коррупционерами, 12 % полагают, что "фронт" направлен против "пятой колонны, которая пытается ослабить Россию изнутри".
 
Уже месяц страна живет по "фронтовым сводкам", которые говорят о том, что инициатива лидера "Единой России" раскручивается с молниеносной быстротой. Действует штаб "Народного фронта", специально под "фронт" создан Институт социально-экономических и политических исследований, опубликована Декларация ОНФ, готов и логотип организации – на нем изображен Владимир Путин на фоне российского флага. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков чуть ли не ежедневно рапортует о постоянном пополнении "фронта". По его данным, на сегодняшний день в ОНФ вошли 16 общероссийских и 429 региональных и местных организаций, еще 173 организации прислали свои заявки.
 
Но, как и в любом деле, за которое с энтузиазмом берется партия власти, в деле формирования "Народного фронта" стали появляться первые признаки маразма. Например, хабаровское отделение "Единой России" объявило, что ОНФ уже поддержали 9 самых крупных организаций региона, объединяющие почти 500 тысяч человек. Въедливые журналисты сопоставили эту цифру с данными последней переписи населения и выяснили, что в ряды "фронта" единороссы записали треть населения края, включая грудных младенцев. "Союз машиностроителей России" спустил своим низовым предприятиям директиву, с настоятельной рекомендацией "в кратчайшие сроки" создать региональные отделения неких организаций, которые должны "установить взаимодействие" с ОНФ. И это только начало. В дальнейшем аналогичный партийно-административный маразм, видимо, будет только крепчать.
 
Наблюдается и такая странная картина: к "фронту" спешно присоединяются те общественные структуры, "рулят" которыми исключительно единороссы, чаще всего – депутаты Госдумы. Так, "Союз садоводов России" возглавляют Василий Захарьящев и Олег Валенчук, "Союз пенсионеров" – Валерий Рязанский, "Союз ветеранов Афганистана" – Франц Клинцевич. Даже новым движением "Отличницы", которое было на днях создано для того, чтобы "украсить собой" ОНФ, а в перспективе объединить всех "современных успешных женщин", руководят члены партии "Единая Россия" Ольга Крыштановская, Мария Киселева и Мария Максакова.
 
С одной стороны, это выглядит вполне логично: если из партийных выборных списков "добровольно" удаляются 150 единороссов, то где им искать свое депутатское счастье? Конечно, только в общественных организациях, которые под их руководством сначала войдут в ОНФ, а потом и делегируют именно их, как самых достойных, в Госдуму. Получается, что формально и "народный принцип" соблюден, и партия в накладе не остается. С другой стороны, Путин вроде хотел, чтобы в "Единой России" появились "свежие идеи" и "свежие лица" (понятно, что, попадая по партспискам в Госдуму, депутаты-общественники станут сначала членами фракции "ЕР", а потом и членами партии), но с таким подходом никакого обновления не получится. Будет, как обычно, очередная имитация развития демократии и гражданского общества. Впрочем, судя по всему, вся эта шумная затея с "Общероссийским народным фронтом" на то и рассчитана.
 
Далеко не все, однако, выражают готовность становиться под знамена ОНФ. Помощник президента России Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос одного из блогеров о том, вступит ли он в "Народный фронт", написал в своем "Твиттере": "Не вступлю, даже если будет предложение". Союз участников войн и ветеранов ВМФ Калининградской области, объединяющий свыше 2 тыс. человек, тоже отказался участвовать в ОНФ, несмотря на "настойчивые просьбы" со стороны командования Балтийского флота. На фоне всеобщего ажиотажа, вызванного безудержным административным пиаром, такая гражданская позиция калининградцев вызывает уважение.
 
Отдельного комментария требует деятельность бывшего президента Чувашии Николая Федорова, который поставлен на один из самых главных "фронтовых" участков. Он возглавил Институт социально-экономических и политических исследований, который должен не просто написать предвыборную программу для ОНФ (т.е. для "Единой России"), но и разработать пятилетний план развития страны. Чтобы впредь никто не мог назвать "Народный фронт" одноразовым политтехнологическим изделием, специально созданным под выборы.
 
Хотя сам Федоров заявил о том, что финансовых средств у нового института хватит на то, чтобы пригласить не только отечественных, но и зарубежных специалистов, включая лауреатов Нобелевской премии, он решил в первую очередь привлечь к работе экспертов из российской глубинки и "если не лидеров, то хотя бы представителей других партий". Эта инициатива вызвала волну юмора в самих партиях и недоумение единороссов – они никак не ожидали, что Федоров, не советуясь с высшим руководством "Единой России", обратится за помощью к их политическим соперникам.
 
Что касается самой этой идеи, то, конечно, планы развития страны должны приниматься при максимальной консолидации, а не конфронтации политических сил. Но для такой совместной работы требуется серьезный стратегический договор конкурентов, а не просто верность "Единой России" и лично Путину.
 
Лидия АНДРУСЕНКО (НП)



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий