Больной вопрос

На протяжении 1990-х и 2000-х годов в России наблюдается непрерывное нарастание межнациональной напряженности. Порой ее удается немного уменьшить за счет финансовых вливаний, покупая лояльность ряда национальных элит. Однако, несмотря на это, проблема, вставшая еще в конце существования Советского Союза, не решается, а становится все более острой. Получается, что национальный вопрос есть, а государство заниматься им не хочет, списывая любые проблемы на экстремизм.

Между тем, еще в советский период нашей истории в России существовал специальный государственный орган, отвечающий за разработку государственной национальной политики и за решение межнациональных проблем в РСФСР. Это был Наркомат по делам национальностей, созданный в числе первых советских наркоматов еще 26 октября 1917 г., в момент октябрьского переворота большевиков.
 
Госорган по делам национальностей был создан вновь в 1989 г., когда межнациональные волнения захлестнули СССР. Однако на протяжении всех 90-х годов этот орган, то становясь министерством, то преобразуясь в госкомитет, так и не выполнил своих задач по выработке национальной политики России. Что, впрочем, вполне объяснимо: его административный статус был неясен и нестабилен, что вряд ли способствовало эффективной работе.
 
Но и этот государственный орган в итоге был расформирован в 2001 г. Еще несколько лет – до 2004 года – национальный вопрос в правительстве курировал министр Владимир Зорин, но у него не было даже своего министерства.
 
Видимо, после завершения военных действий в Чечне власть сочла национальную проблему в РФ решенной раз и навсегда. Но развитие внутриполитической ситуации в России показывает, что это не так. С одной стороны, государство просто очень плохо понимает специфику жизни в отдельных, особенно национальных регионах России. Это приводит к тому, что попытка уравнивать всех по единому стандарту оказывается не просто неэффективной, но и вредной. С другой стороны, уступки национальным элитам при отсутствии вменяемой политики в этой сфере порождают только недовольство и потенциально способствуют росту экстремизма.
 
Поэтому неудивительно, что эксперты и политики все чаще говорят о необходимости восстановления федерального органа по национальным вопросам. "На региональном уровне подобные ведомства уже существуют в ряде субъектов РФ, в том числе и в Удмуртии, которую я представляю. Почему-то некоторые представители нашей власти считают, что раз нет федерального министерства по национальным вопросам, значит, нет и самой проблемы в данной сфере", – заявил в интервью депутат Госдумы Виктор Шудегов.
 
Как отмечает парламентарий, "это не тот случай, когда можно рассчитывать на рыночные отношения, которые все расставят по местам". По его словам, "никто не настаивает на том, чтобы соответствующий орган стал какой-то громоздкой, забюрократизированной структурой. Но необходимость решения этого вопроса на федеральном уровне назрела уже дано".
 
При этом стоит отметить, что, как уже упоминал Шудегов, государственные органы по делам национальностей давно и успешно работают в субъектах Федерации. В той же Удмуртии министерство национальностей работает с 1999 г. Как вспоминает первый его глава Николай Мусалимов, с самого начала работы перед министерством стояло множество важных задач. В частности, оно работало над проектом закона "О государственных и иных языках Удмуртской Республики". Возможно, именно деятельность этого ведомства позволяет считать Удмуртию одним из самых спокойных в плане национальных противоречий регионов.
 
Есть подобные государственные органы и в других регионах, например, в Москве, где работает Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями. Он занимается выработкой и реализацией национальной политики в столице, межрегиональным сотрудничеством, связями правительства Москвы с религиозными организациями и объединениями.
 
Очевидно, что если не поручить эти задачи отдельному органу власти, они всегда будут попадать в число маловажных,  и для их решения у чиновников никогда не будет времени. Национальная проблема с точки зрения чиновника несущественна ровно до тех пор, пока не начинаются конфликты на национальной почве. А как только в обществе происходит взрыв, государство оказывается не способно ни оценить положение, ни сделать выводы о необходимых мерах, так как национальными проблемами никто не занимается.
 
Уже давно пора признать, что национальный вопрос в РФ является одним из самых наболевших. Страна стоит на пороге вероятных межнациональных конфликтов, толчком к которым может стать любой, абсолютно незначительный повод. Между тем, беспорядки на национальной почве не менее, а то и более опасны, чем на почве социальной. Поэтому государственная национальная политика должна стать для России приоритетом.
 
Михаил ДИУНОВ

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий