А вот лично вы даете взятки?

Сегодня стало известно о том, что приговором Красноармейского районного суда Волгограда доцент кафедры «Менеджмента» Волгоградского филиала некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская финансово-юридическая академия» Ольга Коробейникова признана виновной в совершении четырех эпизодов преступления, которое в просторечье называется «срубить бабло», или же взятка.

В судебном заседании государственным обвинением доказано, что Коробейникова в январе 2011 года без фактического принятия экзамена поставила группе заочного отделения факультета «Экономика, управление и информатика» положительные оценки по дисциплине «Аудит». Также доцентом практиковалось принятие за вознаграждение курсовых работ. Стоимость таких «услуг» составляла сумму 500 рублей с каждого студента.
 
С учетом обстоятельств совершенного преступления, суд приговорил предприимчивого преподавателя к полутора годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год.
 
Этот не самый значительный случай из практики  преподавателей  подтверждает, тем не менее, данные исследования, посвященного бытовой коррупции, которое  провело Минэкономразвития вместе с фондом «Общественное мнение». Выяснилось, что одной из самых коррумпированных считается сфера высшего образования.
 
Поступление в вузы обошлось гражданам в прошлом году почти в 21 млрд рублей. К сожалению, в этом исследовании нет данных о том, во что обходится студентам сдача экзаменов в ходе учебы. Но легко предположить, что соотношение взяток при сдаче экзаменов тем выше, чем дороже обходится поступление в вузы, ибо как поступил, так и учишься. Знаний не прибавляется, а диплом нужен. И вообще, складывается ощущение, что немалая часть преподавателей и учат студентов так, чтобы единственной возможностью получить зачет или положительную отметку была для них взятка.
 
А теперь знакомимся с другими исследования. Например, таким: 24 млрд рублей в 2010 году граждане потратили за «услуги» ГИБДД. Объем черного рынка огромный и в сфере здравоохранения — более 35 млрд рублей в год. Хотя средний размер взятки невелик — 3476 рублей. В области безопасности общая сумма взяток, полученных от граждан сотрудниками милиции, выросла с 2005 года почти в 13 раз — с 1,3 млрд до 16,2 млрд рублей.
 
В  последние годы получение взяток стало более опасным делом, поэтому представители правоохранительных органов предпочитают брать реже, но больше. Если в 2005 году средний размер дачи на лапу составлял в этих структурах 930 рублей, то в 2010-м — уже 12,6 тыс. рублей.
 
Согласно данным опроса, в России осталось всего девять процентов тех, кто не умеет давать взятку госслужащим. Десять лет назад таких людей было намного больше — 24 процента.
 
Единственный обнадеживающий факт, приведенный в исследовании, — рост количества принципиальных антикоррупционеров. «Со стороны населения значительно снизилась готовность давать взятки. На 3 процента выросло число тех, кто принципиально не дает взяток», — отмечает заместитель главы Минэкономразвития Олег Фомичев.
 
Но не становится меньше тех, кто готов использовать служебное положение для незаконного личного обогащения. Вот один совсем свежий  пример из конкретной практики работы прокуратуры Волгоградской области.
 
По материалам проверки прокуратуры Жирновского района в отношении главного бухгалтера муниципального образовательного учреждения «Вишневская основная общеобразовательная школа» возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. В ходе проверки выявлены нарушения при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части выплат денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам образовательных учреждений Жирновского района.
 
Как следует из материалов проверки, в период 2010 – 2011 годов упомянутое должностное лицо , путем фальсификации реестра платежных поручений ежемесячно предъявляемого в банк для начисления заработной платы и вознаграждений за выполнение функций классного руководителя работникам образовательного учреждения, незаконно получала на личный счет в банке денежные средства. Более того, в ряде реестров платежей П. указывала свою фамилию несколько раз, в результате чего увеличивалась сумма, причитающаяся ей к выплате.
 
Ущерб от противоправной деятельности должностного лица превысил 150 тысяч рублей.
 
Действия П. квалифицированы органом предварительного следствия по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения). Ход расследования данного уголовного дела находится на контроле прокуратуры района.
 
Любопытно, что исследователи пришли к такому выводу: отношение населения страны к мерам по борьбе с коррупцией остается скептическим. Лишь 12 процентов граждан признают действия властей в этой области эффективными, а 42 процента полагают, что принятые меры не принесли никаких улучшений.
 
Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов так отреагировал на все эти данные: «В стране сегодня нет борьбы с коррупцией. Имеет место лишь имитация этого. То есть ловят коррупционеров низшего звена. Наверху никого не трогают».
 
Общество, конечно, понимает, что коррупция — зло, но беда в том, что бытовое взяточничество к коррупции  общество, почему-то,  не относит и меру своей вины в этом не осознает. При Петре I взяточников били батогами, клеймили, ссылали, но все было тщетно. Однажды император пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно купить веревку, будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский резонно заметил: «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем — с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой».
 
- Что касается принципиальных людей, которые не просто декларируют свое нежелание давать взятки, а действительно живут по такому принципу, то вести бизнес честно им очень сложно, - говорит Кирилл Кабанов. Идя на такой шаг, предприниматель лишает себя серьезнейшего конкурентного преимущества по сравнению с теми, кого дача взятки не смущает.
 
В целом же авторы исследования считают, что полученная статистика станет отправной точкой в поиске механизмов борьбы с коррупцией. Однако верный диагноз — всего лишь начало лечения поврежденного организма, а не панацея от болезни.

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий