
Полицейским и чиновникам теперь можно публично высказывать личное мнение и критиковать начальство. Конституционный суд признал неправомерными нормы, содержащиеся в законах «О милиции» и «О государственной гражданской службе в РФ», которые предусматривают мгновенное увольнение за любые не санкционированные руководством публичные выступления госслужащих.
Сегодня Конституционный суд (КС) вынес окончательное решение по делу о запрете на публичное выражения собственного мнения, распространяющемся на госслужащих и полицейских. Статьи, содержащиеся в законах «О государственной службе в РФ» и «О милиции» пытался оспорить тольяттинский участковый Алексей Мумолин. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 17 закона «О госслужбе», гражданскому служащему запрещено «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности госорганов, их руководителей, включая решения вышестоящего госоргана, если это не входит в его должностные обязанности».
Участковый Мумолин лишился таким образом работы в ноябре 2009 года, когда выложил в интернете свое видеообращение. В нем он пожаловался на переработки в Автозаводском РУВД Тольятти, «палочную систему» и нарушения со стороны начальства. Сначала участковому объявили несколько выговоров и лишили тринадцатой зарплаты, а когда он вышел в одиночный пикет у РУВД — уволили. В декабре 2010 года экс-милиционер обратился в Конституционный суд за разъяснениями. Жалобу бывшего участкового судьи рассматривали почти год.
В итоге, как говорится в сегодняшнем постановлении КС, рассматривавший жалобу председатель суда Валерий Зорькин фактически принял сторону уволенного участкового.
Полный запрет на выражение собственного мнения, содержащийся в законах «О госслужбе» и «О милиции», признан неконституционным, и поэтому он должен быть трактован иначе. Применять эти нормы в новой трактовке придется и в случае с законом «О полиции», на который решение КС также распространяется.
«Государственная служба является особым видом профессиональной деятельности. Запрет на публичные высказывания для госслужащих за рамками их должностных обязанностей введен в целях организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования госаппарата. Однако установленные ограничения не должны быть чрезмерными», — говорится в постановлении, опубликованном на сайте КС. Согласно решению, теперь и госслужащие, и сотрудники МВД вправе публично выражать свое мнение, в том числе и критическое по отношению к начальству и другим госорганам, но только «если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей».
«Имеет значение и внимание общественности» к тому, что от собственного лица говорит полицейский или чиновник. «В ряде случаев общественный интерес в получении конкретной информации может превалировать над обязанностью госслужащих соблюдать конфиденциальность»,- постановил КС.
Соответственно, и руководству выступивших с громким заявлением чиновников и полицейских теперь придется учитывать как само содержание их высказывания, так и его общественную значимость и наличие ущерба для государственных или общественных интересов, а судам впоследствии выяснять, не выступал ли госслужащий с критикой из личной обиды или каких-то личных целей.
Иначе говоря, руководству полиции и госучреждений теперь придется разбираться в каждом конкретном «несанкционированном» выступлении своих подчиненных, прежде чем подписывать приказ об их увольнении.