Права человека экономического, осужденного

Вчера по итогам заседания президентского совета по правам человека, его глава Михаил Федоров заявил, что президент Дмитрий Медведев не против рассмотрения вопроса об объявлении амнистии по экономическим преступлениям. Тема амнистии всегда была достаточно непростой для власти, особенно для последних лет президентства Владимира Путина, когда значительно усилились позиции «силовиков». Однако сейчас ситуация меняется, запрос на либерализацию расширяется, а Кремль оказывается к нему более восприимчив. Хотя пока на масштабах амнистий , проведенных при Медведеве, это не сказалось.

По Конституции вопросы амнистии – исключительная прерогатива нижней палаты парламента. Однако де-факто, вопросы амнистии всегда курировались Кремлем, и особой самодеятельности депутатам не позволялось. Поэтому мнение главы государства тут может оказаться ключевым. По словам Федорова, президент сказал, что вопрос об экономической амнистии может быть рассмотрен как направление государственной политики, нацеленной на создание благоприятного инвестиционного климата. «Это позитивное движение», - сказал глава президентского совета. «Я не могу согласиться с тем, что практически в этом плане мы ничего не делаем, - продолжил глава государства, - я сам стараюсь этим заниматься, вы отлично знаете, что у нас Уголовный кодекс всегда был сверхрепрессивным и в советские времена, и в постсоветские». «Я стараюсь этим заниматься и могу точно сказать: я этим занимаюсь больше, чем Горбачев, Ельцин и Путин вместе взятые. Не потому, что они не тем занимались, но вот так, просто я занимаюсь, - они не занимались», - продолжил он. - Это не значит, что нам нечего делать, и не значит, что невозможна амнистия».

Как стало известно «РБК-Дейли», сейчас в администрации президента изучают уже разработанные депутатами проекты постановлений, в частности документы, внесенные в Госдуму за последнее время. За основу может быть взят проект, предложенный депутатами из «Справедливой России» Кирой Лукьяновой, Верой Лекаревой, Сергеем Петровым, Валерием Зубовым и покинувшим Госдуму ради работы в исполнительной власти Свердловской области представителем КПРФ Алексеем Багаряковым. В кремлевской администрации говорят, что подобный проект может подойти для реализации идей президента об экономической амнистии. В целом в думских кулуарах говорят, что к 20-летию независимости страны, а также под занавес работы Госдумы и к завершению президентского срока амнистия была бы весьма к месту.

В современной России амнистия проводилась всего 4 раза (если не считать «локальной» амнистии начала 1994 года, касавшейся участников событий августа 1991 и сентября-октября 1993 годов): в 1995, 2000, 2005 годах и один раз при Медведеве – в 2010 году. Всякий раз амнистии касались юбилея победы в Великой Отечественной войне. В первом случае амнистировали 62 тыс. человек, во втором – более 200 тыс. Амнистия в 2005 году стала самой малочисленной за всю историю России на тот момент: на свободу вышли всего около 200 заключенных. Амнистия 2010 года коснулась в два раза меньшего числа обвиненных.

Скромный характер амнистий в 2005 и 2010 гг. был во многом связан с особенностями режима: его «идеологи» придерживаются концепции исключительности в отношении вопросов помилования и амнистии. Амнистия принимается в связи с конкретным событием, и касается только его (например, чеченская амнистия или юбилейная в честь Дня Победы). Важно указать и на особую роль правоохранительных органов и «силовиков»: они всегда негативно относились к институтам амнистии и помилования.

Нынешнее предложение по экономической амнистии не только ложится против тренда последних 11 лет, но и трудно соотносится с «ценностями» силовиков, которые сохраняют значительное влияние на госполитику. Достаточно вспомнить, какое сопротивление встречала либерализации УПК и УК, проводимая президентом. «Мы сажаем, а они выпускают», - говорили тогда источники в правоохранительных органах СМИ.

В прошлом году, когда проводилась амнистия, попытка реализовать ее либеральный вариант провалилась. Тогда более 40 депутатов-единороссов внесли беспрецедентно либеральный проект амнистии, в соответствии с которым планировалось отменить наказания для 330 тыс осужденных, из которых около 45 тыс вышли бы из мест лишения свободы. Под действие акта амнистии подпадали престарелые, инвалиды, а также лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности (умышленные преступления, совершенные впервые, за которые назначено наказание до двух лет лишения свободы; преступления, совершенные по неосторожности, за которые назначено наказание в виде лишения свободы до трех лет).

Первый зампред комитета по гражданскому, арбитражному, уголовному и процессуальному праву, бывший крупный бизнесмен Владимир Груздев говорил тогда «Газете.Ru», что в «Единой России» также разрабатывается проект амнистии по экономическим статьям – всей 22 главе УК, а также по статьям «мошенничество» и «причинение имущественного ущерба». Однако вместо этого была проведена амнистия, затрагивающая участников Великой Отечественной войны. Груздев пояснял, что «наша ошибка была в том, что мы попытались увязать широкую, прежде всего, экономическую амнистию с 65-летием Победы, что, в общем-то, не совсем этично».

После этого вопрос об экономической амнистии «завис». Момент был упущен, а новые инициативы не появились, не считая нынешнего обращения правозащитников, которые говорят о проблеме не первый год. Теперь возникает вопрос, хватит ли для реализации идеи президентского ресурса. Причем это ресурс должен оказаться эффективным не столько в отношении парламентариев, которым и полагается принимать решения об амнистиях, сколько в отношении премьера, который де-факто выступает политическим адвокатом «силовой корпорации».

Татьяна СТАНОВАЯ, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий