7 июля 2011 г. состоялось одно из крупнейших событий в сфере медиабизнеса - Церемония награждения 11-ой Ежегодной Национальной Премии «Медиа-Менеджер России - 2011». Ее лауреатом в номинации «За создание передового независимого аналитического центра в области политических технологий и PR» стал президент Центра политических технологий Игорь Михайлович Бунин. С искренними поздравлениями и вопросом о том, как создавался один из лучших аналитических центров в России и что значит быть его главой, «Политком.Ру» обратился к лауреату премии Игорю Бунину.
Как возникла идея создания Центра Политических Технологий? Каково его предназначение?
- Я всегда был активным и прагматичным человеком – с головой в молодости я ушел в изучение Франции и французской буржуазии, работал в ИМЭМО, потом в Фонде Горбачева. В начале 90-х гг России зарождалось свободное политическое, экономическое и гражданское общество, создававшее запрос на экспертное осмысление и сопровождение. Свою специализацию по французскому экономическому классу я транслировал на российский контекст – было очень интересно с исследовательской точки зрения понять, как будет формироваться и по каким правилам будет жить новорожденный российский бизнес. В 1991 году вместе с моим коллегами Алексеем Салминым, Марком Урновым, Ростиславом Капелюшниковым мы создали исследовательскую аналитическую компанию – сначала это было объединение коллег и друзей, которые с азартом стремятся понять новые реалии. В 1992 году я начал большой проект - исследование российских предпринимателей. Из 120 опрошенных предпринимателей многие ушли из бизнеса и лишь часть остается в «высшей лиге». Это первый коллективный портрет экономического класса, запечатленный в книге «Бизнесмены России: 40 историй успеха» (вышла в свет в 1994г.). Постепенно помимо экспертно-аналитических задач нас начали интересовать проектные и коммуникационные – к 1993 году мы впервые в российскую практику ввели понятие «политические технологии» и назвались «Центром политических технологий». Тогда в России об этом никто не знал и не слышал – что такое реклама боле или менее понимали, а как создать уникальный и динамичный комплексный образ политика и политического проекта с ориентацией на адресные группы и общество, не знал никто. Мы - команда политологов - стали первыми, кто начал заниматься технологиями и коммуникациями во всем, что касается политики и власти. Это дико интересно, это постоянный вызов, мы были страшно увлечены.
Расскажите о целях и задачах, которые стоят перед ЦПТ сегодня?
- У Центра политических технологий несколько задач и целей. Первая – мы по-прежнему исследователи, мы ведем научную деятельность. Мы прекрасно осознаем, что без научного инструментария и концептуальной подкованности невозможно успешно решать задачи и создавать долгосрочные проекты. Поэтому мы исследуем общественное мнение, анализируем институциональный дизайн. Многие в коммуникационной отрасли на сегодняшний день не понимают, что прежде чем дать ответ на вопрос «Как сделать?», нужно ответить на вопрос «Почему?» - а это требует серьезной подготовки, исследовательских навыков, теоретических знаний. Просто креатив имеет краткосрочные эффекты. Во-вторых, мы занимаемся всем, что связано с политикой – консультированием, аналитикой, прогнозами, оценкой политических рисков инвестирования. Это требует динамизма и постоянной включенности в процесс. В-третьих, Центр политтехнологий на сегодняшний день является в некотором смысле лидером мнений – мы задаем тон дискурсу. Если брать последний пример – то одной из самых актуальных наших предложений, прозвучавших в рамках правительственной «Стратегии-2020», является комплекс мер по обретению доверия населения к государственным проектам и реформам. Это большая ответственность – но вроде бы мы с ней справляемся.
Какие проекты удалось осуществить за последний год, и каких результатов достичь? Над чем работаете сейчас?
- Мы являемся постоянными консультантами руководства Сбербанка России – обеспечиваем их огромным пакетом аналитических продуктов: от оценки коммуникативного поля до институционального анализа и прогнозов сберегательного поведения граждан. Также мы работаем с московской мэрией – по социологии и коммуникативным стратегиям. Мы консультируем иностранные компании (американские, британские, итальянские, японские) по российской повестке. Проектов много, как правило, они имеют долгосрочный характер. Одним из важнейших результатов за последний год можно назвать приглашение руководства Центра политических технологий к принятию решений в сфере антикоррупционной политики. Я был приглашен в одну из рабочих групп президентского совета по противодействию коррупции, мои коллеги – Борис Макаренко и Алексей Макаркин – вместе со мной были введены в общественный совет при Министерстве юстиции.
Освещаете ли Вы деятельность центра? Какова медиаактивность ЦПТ?
- В связи с тем, что СМИ сами заинтересованы в наших экспертных комментариях и аналитических продуктах, инициатива освещения принадлежит полностью им. Наши исследовательские проекты - по рейдерству, по восприятию инвестиционных проектов государства, по общественному мнению - публикуются в СМИ. Сотрудники центра постоянно комментируют политическую и общественную повестки. Для оценки медиактивности достаточно привести данные рейтингов – вот например, международное объединение специалистов, работающих в области стратегического управления и бизнес-коммуникаций International Association of Business Communicators по итогам 2010 года составило рейтинг коммуникационных агентств по количеству упоминаний в СМИ и по индексу информационного благоприятствования . Центр политических технологий с большим отрывом занимает в обоих рейтингах первое место. Количество упоминаний ЦПТ за 2010 год составило 4617.
Расскажите о своей команде? (как она сформировалась, сколько человек, существует ли проблема кадров)
- В моей команде навскидку около 50 человек тех, с которыми я работаю на постоянной основе – в штате или в рамках проектов. Если считать еще региональную составляющую и внештатных экспертов – то это, наверное, под 100. С председателем правления Центра политтехнологий Борисом Макаренко мы начали работать в 1993 году, он мой бессменный соратник и коллега. С Алексеем Макаркиным мы с 2000-х гг., он у нас самый цитируемый эксперт. В общем и целом, мне важно, чтобы сотрудники были поливалентными, способными выполнять широкий набор задач. Во-первых, это обеспечивает индивидуальное профессиональное развитие эксперта. Во-вторых, это позволяет нам быть динамичными. Нас тяжело, а в некоторых случаях практически невозможно, поставить в тупик. Проблемы кадров не существует – в России есть несколько отличных ВУЗов, их выпускники у нас проходят практику и с некоторыми мы продолжаем сотрудничество.
Что привлекает в работе, а что является раздражителем?
- В работе привлекают постоянная необходимость создавать и исследовать что-то новое, вызовы, на которые нужно отвечать. К тому же политические коммуникации дают возможность управлять настроениями, решениями и поведением – это может порой захватывать. Раздражает меня всегда только одно – обман и недобросовестность.
Какие события в вашей жизни оказали на вас наибольшее влияние?
- Сначала поступление на исторический факультет МГУ, а потом работа в ИМЭМО РАН. Тогда это было настоящим достижением и требовало проявление безоговорочного преимущества над всеми остальными кандидатами. Важным событием, безусловно, является создание Центра политических технологий. Если называть одно самое важное событие в жизни, то это рождение моей дочери Елены в 1976 году – это мой близкий человек и верный друг.
Как проводите свободное время? Есть ли хобби? Где и как любите отдыхать?
- У меня два хобби – настольный теннис и шахматы, оба увлечения операциональны в профессии политолога. Шахматы – это мое увлечение с юности. Я кандидат в мастера спорта по шахматам. Бжезинский прав, определяя геополитику как «мировую шахматную доску». Стратегия, тактика, умение принимать хладнокровные решения, позиционная борьба и взвешенность – это то, без чего политтехнологу нельзя жить. Настольным теннисом я занимаюсь последние 8 лет, играю на уровне первого разряда. Такие свойственные мне качества, как азарт и умение атаковать, находят каждое утро применение во время тренировок.
Что касается отдыха, то много езжу по миру вместе с любимой женой Таней, посещаю выставки и театры.
Что для вас важнее: творческий успех или личный?
- Личный. Хотя политтехнологии – это творчество. И тогда ответ будет таков – личный успех в моем творчестве.
Каким еще трем вещам вам бы хотелось научиться в этой жизни?
- Первое – довести свой английский до уровня моего французского, я его знаю весьма неплохо. Второе – написать книгу об истории евреев. Третье – стать чемпионом России по настольному теннису в своей возрастной группе, а также победить компьютерного Каспарова в шахматной партии (пока у меня в активе только несколько ничьих).
Деньги — это…
Свобода.