_13.thumbnail-fit-250x187.jpg)
Через день, на всей территории страны, охваченной Общероссийским народным фронтом, стартуют так называемые праймериз – говоря по-русски, собрания по выборам кандидатов, которые будут включены в избирательные списки "Единой России". По последним обнародованным данным, заявки на это голосование подали 4,5 тысячи человек, при том, что одобрено будет только 600 кандидатов. Таким образом, конкурс на получение одного депутатского мандата от партии власти составил шесть человек на место (возможно, что уже и больше, потому что 18 июля в ОНФ вступил весь коллектив компании "Северсталь", а это еще 42 тысячи человек).
По большому счету, это сугубо внутрипартийное событие, которое должно интересовать только единороссов и их сторонников. Это их пиарщики придумали предвыборную политтехнологию под названием "Народный фронт" для спасения "Единой России", фактически доведя свою партию чуть ли не до ребрендинга. Они устроили вокруг этого немыслимый пропагандистский ажиотаж, который на самом деле является откровенной демонстрацией все того же административного ресурса.
И как ни старались они придать этому событию великое общенациональное значение, визитной карточкой всей этой малоприличной спецоперации по соединению партии власти с народом стал пример села Большой Содом в Саратовской области, где в Народный фронт записали всех – от интерната для умственно отсталых детей до гробовщиков.
Впрочем, отчасти аналогичная ситуация наблюдается и в РАО РЖД, и в госкорпорации "Почта России", и в той же "Северстали", и во многих других трудовых коллективах, где рядовые работники порой даже не знают о том, что они стали "фронтовиками". За них распорядилось начальство.
Зачем "Единой России" понадобилась такая "всенародная" поддержка – вопрос, отчасти, праздный. Сегодня никто не сомневается в том, что предстоящие в декабре парламентские выборы будут сфальсифицированы. О масштабах этой фальсификации можно догадаться уже сейчас, наблюдая за действиями власти по созданию ОНФ.
Как считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, именно Народный фронт станет для партии власти той самой "маскировочной завесой", объясняющей гражданам и остальному миру, каким чудом на фоне общих электоральных тенденций и настроений был достигнут объявленный результат. "Не стоит сомневаться, что традиционные властные пропагандисты с умным видом будут затем объяснять, что это члены и работники объединившихся во "фронт" предприятий и организаций в едином порыве решили его поддержать", – справедливо заключает эксперт.
Лидер "Единой России" Владимир Путин, который официально считается автором идеи создания Общероссийского народного фронта, не устает лично заниматься своим политическим детищем и восхищаться им. Среди множества панегириков, высказанных премьером в адрес ОНФ, выделяется один, самый парадоксальный. На встрече с активом ассоциации "Франко-Российский диалог" он заявил, что создание Народного фронта "пойдет на пользу и развитию многопартийности в политической жизни, освежит ее, придаст новый динамизм и позволит лучше реагировать на текущие проблемы граждан".
Как именно административная, финансовая и всякая другая поддержка только одной партии может помочь развить в стране многопартийность – это очередная загадка от Путина, разгадывать которую не имеет смысла. Возможно, премьер полагает, что многопартийность – это когда в правящей партии много людей. Сам он на эту тему распространяться не любит. Последнее рассуждение Путина на тему многопартийности датировано 4 декабря 2008 года, когда во время очередной "прямой линии" с народом премьер заявил: "Необходимо укреплять многопартийную систему в целом. Считаю, что многопартийность – важнейшая составляющая демократических институтов современной России".
С тех пор много воды утекло и идея укрепления многопартийной системы, похоже, уже не занимает Путина так, как укрепление своей партии и собственных позиций. Апофеозом стал нынешний предвыборный год и создание Народного фронта. Пока все эксперты и политики, не имеющие прямого отношения к "Единой России", спорили, для чего создается этот политический продукт и может ли он действовать в рамках закона, не являясь юридически оформленным субъектом, "фронт" с благословления самого премьера взял на себя роль едва ли не самого главного участника законодательного процесса.
Вот уже и руководитель ЦИК партии "Единая Россия" Андрей Воробьев радостно рапортует о том, что ОНФ "активно включился в законодательную деятельность, а значит, становится платформой для формирования нового парламента". С представителями Народного фронта единороссы обсуждают закон об охране здоровья, закон о любительском рыболовстве и даже трехлетний бюджет страны.
Все это подается под соусом неожиданного и доселе просто невиданного "единения партии власти с народом", хотя на самом деле происходит элементарная дискредитация парламента и многопартийной системы. И как бы ни доказывали путинские юристы, что "фронт" – не организация, а лишь "народная инициатива", которая может действовать вне существующих рамок закона и права, всем понятно, что нарушается если не буква, то дух Конституции страны.
Громкие заявления единороссов об эффективном обновлении своей партии и расширении демократии являются пустым звуком, которым пытаются прикрыть главную цель – любым способом сохранить контрольный пакет в руках "Единой России". Уже сейчас некоторые губернаторы берут на себя "соцобязательства" – партия власти на выборах должна получить не менее 70 % голосов избирателей (с учетом Народного фронта "нарисуют" и больше). Закономерным результатом достижения этой цели должен стать фактический отказ от многопартийности, которая худо-бедно, но сохранялась в России как институт в течение двадцати лет.
Партия власти не собирается, как любит выражаться Путин, "сопли жевать", договариваясь со своими политическими оппонентами о компромиссах. Она просто по ходу дела меняет правила игры, заодно подчеркивая, что попытка реформирования политической системы, предпринятая президентом Медведевым, терпит фиаско. Реформа в этом смысле может быть только одна – стремительное возвращение к схеме "нерушимого блока коммунистов и беспартийных", где в роли коммунистов будут единороссы, а в роли беспартийных – сторонники Путина. Стоит, кстати, напомнить, что впервые такие выборы прошли в декабре 1937 года, когда в стране не осталось ни одной партии, кроме ВКП(б). Жаль, что история в нашей стране постоянно повторяется, но никого ничему не учит.
На фоне создания этой очередной политической лже-реальности с помощью "беспартийных" довольно показательно выглядит еще одна возможная инициатива по усилению "Единой России". Как сообщила газета "Ведомости", региональные списки партии на декабрьских выборах могут возглавить "самые успешные" члены федерального правительства. На эту роль претендуют первые вице-премьеры Виктор Зубков и Игорь Шувалов, вице-премьеры Александр Жуков, Игорь Сечин, Вячеслав Володин и Дмитрий Козак, а также два министра – глава Минприроды Юрий Трутнев и глава МЧС Сергей Шойгу.
Видно, совсем плохи дела у правящей партии, если помимо массовой "всенародной" поддержки ей еще нужны такие "паровозы". Похоже, лидер "Единой России" Путин уже ни на йоту не доверяет своей партийной номенклатуре и готов заменить ее "призывниками" из народа и из правительства на всех ступеньках иерархической лестницы, ведущей партию власти в парламент.
Однако, как полагает политолог Дмитрий Орешкин, речь здесь идет не только о гарантиях получения "Единой Россией" конституционного большинства в Госдуме. Именно эта инициатива по включению в выборные списки трети состава кабинета министров говорит о том, что Путин пытается выстроить "абсолютно советскую модель: моноцентризм, вертикализм, гипертрофированный централизм с единственным городом Москвой, где можно жить, а все остальное – глубокая провинция, которая управляется министрами из Москвы". Как это может сочетаться с попыткой децентрализации власти – еще одна загадка.
Лидия АНДРУСЕНКО (НП)