Олимпийская чемпионка Елена Слесаренко использовала последний шанс вернуться в прыжковую элиту
Легкоатлетка из Волгограда Елена Слесаренко в 22 года стала олимпийской чемпионкой Афин-2004. Тогда ей вместе с Еленой Исинбаевой и Татьяной Лебедевой даже пытались поставить прижизненный памятник на родине. Но суперзвездой, подобно своим землячкам, Елена так и не стала. Последняя большая победа Слесаренко случилась больше пяти лет назад. Тем, не менее талантливая прыгунья в высоту продолжает искать себя. На недавнем чемпионате России она заняла третье место и заработала путевку в первенство мира. О том, что ждать о нее в Тэгу и Лондоне, Елена рассказала корреспонденту «МН».
- Почему вы решили пропустить зимний чемпионат Европы?
- Я сознательно не поехала на этот чемпионат, хотя отобралась в команду. Но результат показала невысокий – 1 м 87 см. С таким бороться за медали было нереально, а ехать статистом мне не хотелось, потому освободила место молодым и даже не стала оспаривать свое право. Сама же сосредоточилась на тренировках. Могу сказать, что зимний сезон получился рабочим. Мы с тренером Евгением Загорулько проделали очень большой объем. Я ни дня не отдыхала.
- Над чем конкретно работали?
- По мнению тренера, во время разбега у меня возникали провалы в скорости, поэтому очень много бегали, укрепляли стопу. Отправились на сбор в Израиль, чтобы прогреть и «прокачать» стопы. Не могу сказать, что мы что-то меняли в технике прыжка. Но я полностью согласна с Евгением Петровичем, который считает, что во время разбега я как будто на что-то натыкаюсь и стопорю. Из-за этой «остановки» горизонтальная скорость не переходит в вертикальную. Ноги у меня достаточно сильные, и если я технически грамотно жестко буду ставить ногу, то благодаря скорости меня должно высоко подкидывать. То, что все это так, подтвердил недавний чемпионат России, где я впервые в этом сезоне взяла высоту – 1 м 97 см.
- Я знаю, что для вас итоги чемпионата имели принципиальное значение?
- По большому счету, да, потому что вопрос стоял или–или. Если бы ничего не получилось, то какой смысл продолжать? Хотя по характеру я очень твердый человек, и при любых обстоятельствах никогда так просто не сдаюсь и рук не опускаю. Но я рада, что все получилось таким образом, что тренер, да и все мои друзья, которые видели мои прыжки, сказали, что попытки на 1 м 97 см были с большим запасом. На мой взгляд, в данной ситуации мне просто не хватило соревновательной практики. В этом сезоне мы намеренно не форсировали подготовку, и прыжки на 1 м 90 см у меня стали получаться не так давно – месяца не прошло. Два года назад, когда я стала тренироваться у Загорулько, мы сразу четко определились с приоритетами. Главная цель – Олимпиада в Лондоне, и вся схема подготовки выстраивается с прицелом на нее.
- Вас не смущало, что в группе Загорулько тренируется много сильных спортсменов?
- Нет, нисколько. Напротив, я не могу тренироваться одна. Мне становится скучно и неинтересно, потому и мой прежний тренер Борис Горьков делал так, чтобы в секторе всегда присутствовали другие спортсмены. Но на тот момент для этих ребят я была локомотивом, тащила всех за собой, потому что за моими плечами была победа на Олимпийских играх в Афинах, титулы, звания. Тренироваться со спортсменами такого же высокого уровня – другое дело.
- Но возможно, из-за конкуренции, на тренировках возникает ненужное напряжение?
- Загорулько – опытный тренер, он уже 180 раз всем и все доказал. Я понимала, что в его группе много сильных прыгунов, что порой между ними возникает недопонимание. Но я по характеру самостоятельная, и готова сама выполнять все рекомендации тренера. Конечно, внимание необходимо каждому спортсмену, но Загорулько настолько профессионально подходит к подопечным, что никого не обделяет. Все технические тренировки расписаны по времени. Например, я прихожу к 10 часам, Аня Чичерова – к 11, Саша Шустов – к 12, Андрей Сильнов – к часу. При этом, за два года нашей совместной работы с тренером подготовка к разным сезонам была разной. Евгений Петрович очень глубоко чувствует каждого спортсмена, словно видит его насквозь.
- Ожидали какого-то прорыва в нынешнем сезоне?
- После зимнего сезона, когда я прыгала «загруженная», тренер мне ясно дал понять, что летом у меня будут результаты 1 м 95 см – 1 м 97 см. Мы приехали на сбор в Чебоксары, перед чемпионатом России, и проводили только технические тренировки и отдыхали. Я немного разгрузилась, почувствовала легкость, но еще не до конца. Выступала немного «зажатая», боялась экспериментировать. На кону стоял отбор на первенство мира, поэтому рисковать не хотелось. Я старалась четко следовать тренерским установкам, знала, что Загорулько хочет от меня, но пока в силу объективных причин сделать это не всегда получалось. После чемпионата России анализировала, думала, что и почему. В принципе картина и схема нарисовались в голове, теперь необходимы наработки. Планировала, до чемпионата мира попрыгать в Стокгольме, но по каким-то причинам и там, и на турнире в Лондоне отменили женскую «высоту».
- Почему вы решили сменить тренера?
- За всю мою спортивную карьеру у меня было три тренера – Марина Апанасенко, Борис Горьков и теперь Евгений Загорулько. На момент моего перехода к Евгению Петровичу я искала что-то новое. После пекинской Олимпиады, когда получила тяжелую травму, а потом перенесла еще и операцию на ноге, ушла наработаность прыжка. Техника, которую ставил мне тренер Горьков, немного поломалась. С Апанасенко мы предпринимали какие-то попытки, вышли на неплохой уровень -- на чемпионате России я была второй, прыгнула на 1 м 95 см. Но это были не два метра, которые я брала на каждом старте в 2008-м году. Евгения Петровича я знала давно, потому что он тренировал моих соперниц. Тренер отнесся ко мне с уважением, как к олимпийской чемпионке. Никто на меня не давил. Была и еще одна веская причина. Я переехала в Подмосковье, к мужу. Училась в дипломатической академии. И разрываться между Волгоградом и Москвой было очень тяжело, надо было решать. Сейчас живу в Одинцове. Кстати, в том же городе, что и Евгений Петрович.
- Как супруг относится к вашим постоянным разъездам?
- С пониманием. Сколько еще этого времени осталось в большом спорте – не так много. Супруг Александр Колесов раньше постоянно ездил со мной. Он был врачом сборной России по легкой атлетике, а до этого военным медиком. Из армии уволился, перешел в спортивную медицину. Сейчас у супруга новая работа, в Министерстве спорта. Много времени он проводит в офисе. И если я не на сборах, то мы частенько тренируемся вместе на лыже-роллерной трассе в Одинцове. Правда, за мужем мне не угнаться. Шестикилометровый круг он преодолевает за 34 минуты.
- Главным ориентиром для вас является Олимпиада в Лондоне, но насколько важным будет выступление в Тэгу?
- Для меня это очень важно. Про результат загадывать не хочу. Прыжки за 2 м стану рассматривать как удачу. Думаю, что в Корее высота 2 м 01 см может быть медальной. Как показывает практика, на Востоке редко, кто прыгает высоко, да и по сезону складывается такая картина. Так что вполне можно конкурировать с соперницами. Главное -- верить в себя.
Беседовала Ольга Ермолина
Кандидат педагогических наук
В детстве Слесаренко занималась хореографией в школе искусств и училась в одном классе с будущей шпионкой Анной Чапмен. После окончания школы Елена поступила на фармацевтический факультет Медицинской академии, но была вынуждена оставить учебу ради большого спорта. Первую серьезную победу в прыжковом секторе Елена одержала в 2000-м, став чемпионкой России. А через два года в Афинах она выиграла «золото» с олимпийским и национальным рекордом, взяв высоту 2,06 метра. Выиграла чемпионаты мира в помещении в 2004 и 2006-м годах. На Олимпиаде в Пекине не дотянула до подиума, став четвертой. В 2008-м Слесаренко поступила в Дипломатическую академию при МИД РФ. В 2011-м защитила кандидатскую диссертацию в Волгоградской государственной академии физической культуры.