Еще в феврале-марте 2011прокуратурой Центрального района Волгограда была проведена проверка соблюдения законодательства при организации содержания территорий общего пользования. Дело в том, что согласно муниципальному контракту на выполнение работ по текущему содержанию улично-дорожной сети г. Волгограда, в перечень объектов для уборки не вошло значительное количество территорий общего пользования.
К примеру, пешеходные тротуары по проспекту Ленина, улицам имени Маршала Чуйкова, Комсомольской, Краснознаменской, Порт-Саида, Гагарина и др. попросту не значились среди территорий, подлежащих уборке в рамках муниципального контракт.
Сотрудники прокуратуры Центрального района с привлечением ряда специалистов обследовали указанные территорий общего пользования и установили, что они фактически не убираются.
В целях пресечения бездействия городской администрации прокурор Центрального района г.Волгограда обратился в суд с исковым заявлением о понуждении муниципалитета к проведению уборки территорий общего пользования в полном объеме.
В суде представитель городской администрации возражал против удовлетворения заявленных требований, мотивировав позицию тем, что «тротуарные дорожки, прилегающие к домам, должны содержаться собственниками и юридическими лицами, находящимися в этих домах».
Вместе с тем, согласно нормам законодательства тротуары относятся к территориям общего пользования и не могут находиться в ведении собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов. Таким образом, финансирование муниципальных нужд за счет средств граждан и организаций является неправомерным.
Центральный районный суд согласился с мнением прокуратуры, признав бездействие администрации г.Волгограда незаконным и обязал ее в течение трех месяцев принять меры, направленные на организацию работ по уборке и содержанию мест общего пользования (тротуаров).
Знакомя журналистов с этой информацией, в пресс- службе областной прокуратуры особо отметили, что поводом к проведению обозначенной проверки послужили, в том числе, сообщения в средствах массовой информации о неудовлетворительном состоянии тротуаров в центре города. Приятно, что есть еще властные структуры, которые не только внимательно читают сообщения СМИ, но и, в соответствии с законодательством, реагируют на них должным образом.
Тем не менее, нельзя не отметить и такое обстоятельство: все названные выше улицы находятся в самом центре города – героя и поэтому, что вполне логично, стали предметом внимания прокуратуры Центрального района. Что до остальных семи районов Волгограда, то они в поле зрения своих прокуратур не попали. И о том, что творится на территориях общего пользования этих районов, ни в сказке сказать, ни пером описать.
Конечно, вслед за Центральным районным судом признать бездействие администрации г.Волгограда незаконным и обязать ее в течение трех месяцев принять меры, направленные на организацию работ по уборке и содержанию мест общего пользования (тротуаров), могут и суды остальных районов. Но кто истцом выступать будет? Каждая прокуратура в отдельности – в интересах, так сказать, неопределенного количества лиц? Вполне возможно. И с уверенностью в 100% можно заявить, что суды остальных семи районов примут решение, аналогичное тому, что принял суд Центрального района. И срок установят такой же: три месяца как исключительная мера для устранения недостатков, которые процветали не один год.
Не хочется, право же, ерничать, но вот вопрос: а сколько лет действуют нормы законодательства, по которым тротуары относятся к территориям общего пользования и не могут находиться в ведении собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов? А вот еще один, исходя из предыдущего, вопросик :а сколько лет, таким образом, финансирование муниципальных нужд за счет средств граждан и организаций является неправомерным? Однако и граждане, и организации финансировали то, не зная что. Теперь им что, деньги вернут? И как эти действия квалифицировать с точки зрения закона: как поборы, что является предметом УК, или как административное правонарушение , наносящее ущерб физическим и юридическим лицам?
Нет, серьезно, почему так получается: стащил буханку хлеба с прилавка – ты конкретный вор, а вот незаконно взимал немалые деньги на выполнение своих прямых функций – то старатель во имя народа, потому как – власть, этакий вот коллективный безответственный субъект права? И, наконец, третий вопросик, который, в принципе, и есть самый главный в свете принятого судом решения: начнут убирать или не начнут?
Как известно, любая работа денег стоит, а через три месяца в бюджете они не появятся, поскольку и не закладывались. Рассчитывать на то, что будут приняты поправки в городской бюджет с учетом упомянутого решения суда? Свежо, как говорится, придание. Но, допустим, и мэрия, и депутаты пойдут на это с учетом того, что «око государево»смотрит только по центру. Что там на календаре будет? Да, декабрь будет. Зима, стало быть. Все летнее - осеннее под снег уйдет. А весной вешними водами смоется. И все опять повторится сначала: жалобы, статьи в СМИ, иск прокуратуры, решение суда. И только по Центральному району города?