Начавшаяся избирательная кампания таит в себе несколько интриг

Стартовая электоральная ситуация обозначена. Пока высказались социологи, через три месяца выскажутся избиратели.

Левада-центр в данных конца августа обозначил позиции "Единой России" в 54 %, позиции КПРФ – в 18 %, позиции ЛДПР – в 13 %, позиции "Справедливой России" – в 6%.

ФОМ определяет поддержку "Единой России" в 42 %, КПРФ – в 10 %, ЛДПР – в 9 %, "Справедливой России" – в 4 %. При этом позиции всех остальных партий он дает на уровне 1 % и меньше, но отмечает последовательный рост как не определившихся – 14 %, так и решивших не идти на выборы – 17 %.

ВЦИОМ для "Единой России" называет 46 %, для КПРФ – 11 %, для ЛДПР – 10 %. Для "Справедливой России" он неожиданно определяет 1 %, хотя еще неделю назад говорил о 4 %. Последнее, конечно, неожиданно и аномально, учитывая и данные других центров, и все предыдущие данные самого ВЦИОМа. Хотя по-своему объяснимо. Данный центр, как известно, находится в тесных отношениях с Алексеем Чеснаковым, ныне научным руководителем Центра политической конъюнктуры. А тот, как раз в те же дни, когда был публикован прогноз, дал "Известиям" довольно специфическое интервью, в котором язвительно характеризовал партийный портрет "Справедливой России" и предрекал ей политическую смерть. Компаньоны выступили скоординировано – и один из них постарался придать социологический вес легковесным эскападам.

В остальном же все относительно привычно. Но те или иные интриги здесь все же есть.

Самая большая, разумеется, связана с "Единой Россией". Понятно, что она получит большинство, хотя бы благодаря тому, что на выборы придет не более двух третей избирателей. Ведь чем больше противников власти не придет на выборы, тем более высокий процент получит "ЕР". Интрига заключается в том, получит ли она две трети голосов.

Вторая, небольшая интрига – сколько все же получит КПРФ. Не потому, что это имеет особое политическое значение, а потому, что это представляет академический интерес – все же это партия, объявляющая себя самой старой в стране, и немногим более 10 лет назад чуть было не взявшая власть в стране.

Что касается первой интриги, то судя по всему "ЕР" наберет достаточно голосов, чтобы получить две трети мандатов. Просто потому, что это слишком важный для власти общеполитический вопрос. Но тут тоже есть варианты. Если 23-24 сентября первое место в списке займет кто-либо иной, а не Путин, "Единая Россиян" скорее всего получит столько голосов, сколько наберет, хотя тоже больше половины. Но ближе к половине, чем к двум третям. В этом случае вопрос ее результатов будет важным, но не слишком принципиальным. Если ее возглавит Путин, то можно будет ждать голосования на уровне 70 %. Этот показатель станет одним из определяющих моментов в президентской кампании, предварительным итогом мартовского голосования, своего рода праймериз. Впрочем, сколько именно добавит к процентам "ЕР" фигура премьера, сколько – соответствующая пропагандистская атака, сколько – привычные фальсификации, точно сказать не сможет никто.

Вопрос о результатах КПРФ на этих выборах не вполне традиционен по своей внутренней конфигурации. Дело в том, что все, что составляло относительную периферию ее электоральной ниши, КПРФ потеряла. Частью теряет и ядерный электорат: собственно коммунисты ей не верят.

За последние годы никаких реальных общественных инициатив избиратель от КПРФ не услышал. Эта структура в основном занималась внутренней борьбой и разгромом тех партийных организаций, которые были способны к реальной работе и требовали того же от руководства. На сегодня КПРФ уже не имеет реальных организаций ни в Москве, ни в Петербурге. То, что она называет таковыми, состоит из назначенцев ЦК и числится в основном на бумаге. КПРФ неспособна предложить обществу новых идей и проектов (за исключением блестящего альтернативного законопроекта об образовании, который ее дееспособные активисты сумели разработать, а она не сумела распропагандировать).

Имея в своем распоряжении две газеты с историческими брендами ("Правда" и "Советская Россия"), КПРФ демонстрирует абсолютную беспомощность в информационной политике и формировании общественной повестки дня. Та же "Правда" попросту превращена в тусклую стенгазету пенсионерской парторганизации при ЖЭКе советских времен и на 90 % состоит из публикации ритуальных проклятий с мест в адрес власти, прославлений собственного руководства и многостраничных бессвязных статей высших руководителей партии.

Но у КПРФ есть определенный ресурс иного характера – часть "либеральной" электоральной ниши. Те, кто не поверят Прохорову и не проголосуют за "Яблоко", не видя реальных шансов последнего попасть в парламент, но не желают своим неучастием в выборах повышать процентный результат "Единой России". Так, некоторые из них в 2008 году голосовали за Зюганова на президентских выборах, желая хотя бы немного укрепить "какую-никакую, но оппозиции".

Общество справедливо не верит в своем большинстве в то, что грядущие выборы будут честными. Но вопрос в том, каковы масштабы этой нечестности. Она будет проявляться в основном там, где власти принципиально важно достичь определенных знаковых для себя рубежей. Остальное зависит от того, как будут работать партии, насколько их услышат и поймут избиратели.

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, доктор политических наук, профессор
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий