Министерство экономического развития обнародовало проект закона "О Федеральной контрактной системе". Как рассказала на недавней пресс-конференции в РИА "Новости" глава МЭР Эльвира Набиуллина, процедура электронных аукционов в рамках действующего федерального закона № 94 погрязла в бюрократизме, а их "атикоррупционный потенциал" исчерпан.
Показательным стал прошлогодний скандал с покупкой компьютерных томографов чиновниками Минздравсоцразвития. При рыночной стоимости техники от 28 до 40 миллионов рублей, ведомство выделило средства на закупку аппаратов из расчета 95 миллионов рублей за штуку. С превышением реальной цены было приобретено 64 томографа. Объем нанесенного бюджету ущерба составил 700 миллионов рублей.
По данным официального мониторинга, из-за отсутствия контроля в этой сфере федеральный бюджет ежегодно не досчитывается около триллиона рублей. Львиную долю нарушений составляют пресловутые откаты. На это еще в прошлом году обратил внимание президент Дмитрий Медведев, который поручил доработать законодательство о госзакупках.
Глава Минэкономразвития отметила, что одним из новшеств документа станет изменение режима закупки товаров для научной деятельности. Отечественные исследователи давно жалуются на то, что без конкурса в течение квартала можно закупить товаров на сумму не более, чем 100 тысяч рублей.
Законопроект расширяет количество процедур при госзакупках почти до десяти. Среди них введение двухэтапного с ограниченным участием и открытого конкурсов, запрос котировок или предложений, конкурентные переговоры и др.
Также предлагается отменять аукционы с низкокачественной продукцией. Подобная мера предусмотрена и в тех случаях, когда снижение цены на товар является явным демпингом.
Проект закона "О Федеральной контрактной системе" предусматривает наказание за неисполнительность и нарушение конкуренции вплоть до дисквалификации и увольнения, а также административного и уголовного преследования. Документ говорит и о создании специальной контрактной службы. Предполагается, что действенной мерой станет обязанность чиновников составлять ежегодные планы-графики закупок, а также контроль со стороны рядовых граждан.
И все же многие эксперты убеждены – нынешнее законодательство о госзакупках не изжило себя. Так, электронные аукционы открывают доступ к госзаказу для любого предприятия. Для всех их участников предусмотрена единая процедура, полная анонимность. В случае сомнения, связанного с проведением сделки, можно нанять независимых экспертов и вскрыть нарушения. Иными словами, сегодня существует немало способов, чтобы усложнить жизнь тому, кто берет "откаты". Стоит ли удивляться тому, что в стране за несколько лет сформировалось мощное лобби, выступающее за отмену 94-го федерального закона?
Зато введение в правовое поле предложений Минэкономразвития, скорее всего, приведет к тому, что универсальная процедура электронных торгов почти исчезнет. Ее заменят "конкурентные переговоры" или закрытые конкурсы – узаконенные формы обычного сговора. При этом контроль общественности вряд ли станет эффективным – проверка деятельности бюрократов все же требует системности.
Тревогу вызывает и то, что документ, представленный Минэкономразвития, исходит из презумпции добросовестности заказчика – положение для нашей страны более чем наивное. Также существует реальная угроза того, что новые предложения по крайней мере на некоторое время парализуют работу в сфере госзакупок.
Глава управления Федеральной антимонопольной службы по контролю размещения госзаказа Михаила Евраев в интервью газете "Коммерсант" сравнил инициативу Минэкономразвития с отменой правил дорожного движения. В ФАС убеждены – коррупция в сфере госзакупок за последние годы снижается. Этому способствовали и многочисленные поправки в законодательство, и мониторинг сферы. "Мы рассмотрели 28 тысяч жалоб, более половины которых удовлетворены, и это значит, что права предпринимателей восстановлены, – отметил Евраев. – Мы также провели исследование среди более чем двух тысяч строительных компаний, и 55 % из них отметили, что возможности при размещении госзаказа расширились, а уровень коррупции снизился".
С критикой законопроекта Минэкономразвития уже выступило Партнерство профессионалов госзаказа, в которое входит более 400 компаний, чиновников и представителей общественных организаций. По мнению экспертов организации, нормы документа ограничат конкуренцию при размещении заказа, будут способствовать распространению коррупции и приведут к росту цен.
Особые сомнения у экспертов вызывает идея о создании профессиональной контрактной службы заказчика, которая будет заниматься сопровождением всего цикла госзакупок. Даже в Минэкономразвития признают, что профессиональных "контрактных офицеров" еще нужно подготовить. Пока неизвестно и то, каким федеральным органом будет осуществляться аудит госзакупок. Эльвира Набиуллина пока только отметила, что его должно определить правительство.
Положения нового документа предполагается вводить поэтапно, в течение трех лет. Но уже в конце текущего года ожидается его обсуждение в Госдуме. Правда, окончательное решение, как отмечают эксперты, останется за президентом Дмитрием Медведевым, который дал понять, что отмена ФЗ № 94 нежелательна. Между тем, помимо правительства свой законопроект по госзакупкам готовы представить эксперты ФАС, так что осень обещает быть "горячей".
К сожалению, проект закона "О Федеральной контрактной системе" нельзя назвать "зрелым". При этом непонятно, что же мешает чиновникам наводить порядок путем совершенствования действующего законодательства.
Между тем, подобные предложения звучат со стороны думской оппозиции. Депутаты фракции "Справедливая Россия" еще в июне внесли в Думу поправки в статью 55 94-го закона. Их цель – отменить ряд положений закона, ограничивающих конкуренцию и способствующих монополизации рынка.