
Фотографию, которой сопровождается сегодняшняя экспертиза недели, мне несколько часов назад сбросил по электронной почте мой коллега. Смотри, дескать, что творится: 30 метровый тополь рухнул на магазин «Пятерочка», что по улице Шекснинской в Дзержинском районе Волгограда. По счастливой случайности никто не пострадал, дерево блокировало вход в магазин, повредило автомобиль и наружные блоки кондиционирования.
Спрашиваю: в чем причина? Усохшие корни не выдержали, и дерево повалилось на бок, - отвечает коллега. Выходит, - продолжаю я, - все как у людей: корневая система подвела. Ты в прямом смысле, или…?- стал по привычке подталкивать меня к разговору о «за жизнь» коллега по журналистскому цеху.
Я, признаться, в это время читал последние комментарии о возможных причинах крушения под Ярославлем самолета ЯК-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту, и образ родился невольно: где тонко, там и рвется. А версий того, почему рвется, почему не выдерживает «корневая», гуляет немало.
Замглавы министерства транспорта Валерий Окулов назвал возможной причиной недостаточную скорость при разгоне самолета по полосе. "Самолет набирал скорость, но, возможно, не в том темпе и не с той динамикой, как должно быть", - рассказал замминистра журналистам.
Ранее Интерфакс приводил слова одного из членов комиссии по расследованию авиакатастрофы, который рассказал, что, набирая скорость, Як-42 выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и проехал по траве примерно 400 метров. При этом на газоне остались следы только от задних тележек. Это свидетельствует о том, что пилоты пытались поднять самолет в воздух", - заключил представитель комиссии, выразив удивление тем, что экипаж, невзирая на возникшие проблемы, продолжал процедуру взлета вместо того, чтобы предпринять экстренное торможение.
Сразу после катастрофы местные журналисты стали говорить о том, что у самолета для разгона была якобы только половина взлетно-посадочной полосы, так как вторая половина была перекрыта перед прилетом в Ярославль президента Дмитрия Медведева. Позже эта информация появилась в социальных сетях.
Да, это общеизвестно: вылет "Локомотива" на игру в Белоруссию для участия в запланированном на 8 сентября 2011г. матче с клубом "Динамо" (Минск) совпал с началом в Ярославле международного политического форума и прибытием в связи с этим в небольшой аэропорт значительного числа самолетов с участниками мероприятия. В то же время, замминистра транспорта сообщил, что комиссия исключила звучавшую в первые дни после трагедии версию о том, что длина полосы в тот день была недостаточной для разгона самолета. Как и что было на самом деле, нам еще предстоит узнать (хочется в это верить) по итогам работы спецкомиссии.
Президент России Дмитрий Медведев, как сообщила пресс-служба главы государства, пообещал, что расследование катастрофы будет публичным и открытым, и взял его под личный контроль. Он поручил правительству до 15 ноября разработать комплекс мер по прекращению деятельности в стране компаний-авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полетов; внести в Воздушный кодекс РФ ряд изменений, касающихся внедрения международных стандартов надзора за подготовкой авиационного персонала; поручил увеличить административные штрафы за нарушение правил полетов, обеспечить повышение роли Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в обеспечении безопасности на транспорте, принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга гражданских воздушных судов, соответствующих современным требованиям к летной годности, независимо от государства - производителя воздушных судов.
Ответственным за выполнение данных поручений назначен премьер-министр России Владимир Путин. Тут бы всем бы нам и вздохнуть: все, «корневая» авиации будет надежно укреплена, все, первым делом, как поется в песне, теперь будут самолеты – и «взорванных судеб» больше не будет.
По данным некоммерческой организации Aviation Safety Network, после случившейся в среду аварии Россия возглавила мировой рейтинг по количеству жертв авиакатастроф за этот год. В восьми различных российских авиакатастрофах в 2011 году погибли 119 человек.
"Одно, два или три происшествия всегда можно объяснить совпадением, - приводит издание мнение президента Aviation Safety Network Харро Рантера. - Но количество аварий в России в этом году свидетельствует о системной проблеме безопасности полетов".
Российские оппозиционеры однозначно обвинили в ярославской трагедии правительство. "Путин нарушил свой общественный договор с российским народом. Он не смог гарантировать безопасность и спокойствие духа", - сказал в интервью Михаил Касьянов.
"Даже представители так называемой "конструктивной" оппозиции, которым позволяют занимать должности при условии, что они не подрывают власть Путина, в четверг воспользовались случаем выставить государство в смешном свете", - говорится в статье.
В России самолеты падают, а корабли тонут в 10 раз чаще, чем в других цивилизованных странах, заявил "справедливоросс" Геннадий Гудков, указав на уязвимое место в платформе Путина. "Если правящая элита принесла эру процветания, как твердит Путин, почему самолеты в России все падают и падают?" - вопрошает издание.
Но вот смотрю я на корни того самого тополя, что вывернуло в Волгограде в ночь перед похоронами погибших в катастрофе под Ярославлем, и странные ассоциации не отпускают меня. А еще мне вспомнился август 2004 года, когда под Тулой взорвался самолет, следующий по маршруту «Москва- Волгоград». Никто не уцелел, никто! Были похороны, были слова, были обещания, была создана общественная организация «Взорванные судьбы», члены которой - жены, мужья, дети, близкие родственники погибших- до сегодняшнего дня не могут добиться компенсаций и соответствующих выплат.
А в Ярославле в субботу, в ледовом дворце "Арена-2000», прошла церемония прощания с погибшей командой "Локомотив»
Всего траурную церемонию посетили около 100 тысяч человек. Среди прочих "Арену" посетили Владимир Путин, глава РЖД Владимир Якунин, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, президент "Локомотива" Юрий Яковлев, президент КХЛ Александр Медведев, глава Федерации хоккея России Владислав Третьяк, председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов, вице-президент КХЛ Владимир Шалаев, тренер молодежной команды "Локо" Петр Воробьев, бывшие игроки "Локомотива».
Зачем я, собственно, рассказываю вам то, что вы уже видели, слышали и читали? Сейчас поймете, но прочтите сначала реплику «Катастрофа поделила людей на хоккеистов и «прочих» (поматериалам «Народного политолога»).
«…Авиакатастрофа и гибель команды «Локомотив» уже обросли массой однобоких комментариев. Бесконечные страдания по поводу бедных хоккеистов, в том числе иностранцев, приехавших зашибать деньгу, и лишь девять сообщений, где предлагают почтить память членов экипажа, людей, приносивших Родине реальную пользу и погибших на рабочем месте, при исполнении служебного долга.
Тошно от всей этой избирательности, а также от спортивных маньяков, которые выдают гибель одних только хоккеистов за «жуткую трагедию для всех ярославцев», не упоминая про экипаж. Даже тех, кто в реанимации, сегодня поделили на две категории. Хоккеист Галимов для всех – Саша, все обсуждения тонут в бабьих соплях и надеждах на его выживание. А вот борттехник Сизов – это просто Сизов. Человек даже без имени. Ну, подумаешь, персонал...
Естественно, вся оранжевая плесень шанса поспекулировать на случившемся не упустила. Да, разумеется, «виноваты» в катастрофе федеральные власти, Кремль, Медведев и Путин лично, куча министров, спецслужбы, гости ярославского форума и «полицейский режим» как таковой…
Если без лирики, то авиакатастрофа – это ещё и политическая смерть губернатора. Виноваты ведь не путины и не медведевы. Виноват всегда «местный уровень», то есть глава региона.
«Какой же ты губернатор, если не удосужился привести в порядок даже то, что принял в наследство от Лисицына – крохотный аэродром Туношна? Какие тебе еще инвестиции? Какие тебе еще кластеры? Какое тебе еще московское повышение?» Примерно так и будут рассуждать, независимо от того, есть вообще за Сергеем Вахруковым вина в случившемся, или ее нет.
Ну и, конечно, сам международный политический форум будет в этом году последним на ярославской земле. А управление регионального маркетинга можно «поздравить». Так тужились и пыжились, чтобы создать Ярославлю туристическую и инвестиционную привлекательность, такие предлоги выискивали, лишь бы про область упомянули хотя бы мельком в западных СМИ...
Ну, вот и сбылась мечта: только за сегодняшний день слово «Ярославль» 87 раз появилось в иностранных средствах массовой информации. Это только из тех, что имеют интернет-версии. В общем, прогремели на весь мир, причем, бесплатно. Только вот ни партнеры-японцы, только что открывшие в Ярославле сборочный цех «Комацу», ни слетевшиеся на соловьиные трели поддельные «швейцарские фармацевты» из «Никомеда», ни прочие потенциальные инвесторы этой внезапно возросшей «популярности региона» уже не оценят. Не тот информационный повод.
…Лично мне спорт совершенно безразличен, и рвать в истерике волосы лишь потому, что погибла именно хоккейная команда, я не буду. Для меня погибли не спортсмены и не пилоты. Для меня погибли люди. Это печально, я расстроен. Надеюсь, нормальные люди поймут это» - так заканчивается эта реплика по поводу.
Я не берусь судить, чего в этой надрывной реплике больше: бравады, поиска истины, попытки ответить на вопрос, все ли равны перед Всевышним, и перед всеми ли в равной степени ответственно государство и власть. Но такая точка зрения тоже имеет право на существование, ибо суть «корневой» системы государства, применительно к этой и схожим ситуациям, и состоит именно в том, что любая человеческая жизнь бесценна. Любая!
Александр ЕФИМОВ
Р.S. Извините, пожалуйста, что вместо привычной вам экспертизы недели у меня получился едва ли не комментарий дня. Но вы ведь, говоря словами коллеги, умные люди – и поймете причину этого. А к политическим событиям, карнавалам, арбузным и прочим фестивалям, которыми изобиловала уходящая неделя в славной Волгоградской области, у нас еще будет повод вернуться. Жизнь продолжается!
RSS лента комментариев этой записи