Дважды, возможно, придется сдавать Единый государственный экзамен. Добившийся ввода ЕГЭ для выпускников школ министр образования и науки Андрей Фурсенко хочет ввести такой же экзамен и для студентов, заканчивающих вузы, заменив им привычные государственные экзамены. Сейчас проект такого единого экзамена уже обсуждают в правительстве.
Образцом для нового ЕГЭ будут зарубежные экзамены GR и GRE Subject Test. (экзамен для выпускников бакалавриата, желающих поступить на магистерские программы в США) и TOEFL (экзамен на знание английского языка как иностранного, его результаты засчитываются для поступления в англоязычные вузы абитуриентов, для которых английский язык не является родным)
Новый ЕГЭ в России испытают в Высшей школе экономики. Если опыт будет удачным, его распространят на всю страну.
Напомним, что еще в августе Фурсенко упоминал о планах ввести аналог ЕГЭ для бакалавров. А год назад в одном из интервью министр говорил: "Предстоит сделать следующий шаг по разработке системы оценки качества образования: так ли мы учим и тому ли? Сегодня реально единственный инструмент такой оценки – ЕГЭ. А должно быть, по крайней мере, еще несколько. И один из них – обязательно для оценки вузовской подготовки. Первый шаг уже сделали юристы – они хотят ввести экзамен на профессию. В какой-то мере это реализуется в медицине. Может быть, стоит подумать о создании аналога ЕГЭ для бакалавров. Чтобы это была единая независимая объективная оценка, которая покажет уровень каждого подготовленного специалиста, а косвенно через это определит качество обучения в вузе".
Министерство экономического развития подготовило "Стратегию инновационного развития до 2020 года", куда вошел единый экзамен для выпускников вузов. В "Стратегии" говорится, что стандартизированный экзамен по примеру GRE subject test "будет способствовать мобильности студентов внутри страны и станет индикатором качества подготовки бакалавров в вузе".
Однако не все с одобрением относятся к учреждению такого экзамена. В частности, скептически настроены кадровики. По мнению президента группы компаний HeadHunter Юрия Вировца, возможность введения такой системы контроля образования утопична и вредна: "Разница между бакалаврами может быть разительной: кто-то закончил бакалавриат в консерватории, а кто-то в физтехе, и уравнивать два этих класса единым экзаменом не то чтобы невозможно, а даже вредно".
Образовательное сообщество настороженно относится к тем последствиям, которые может иметь всеобщее тестирование: "Самая главная беда ЕГЭ как единого госэкзамена заключается не в самой тестовой форме, а именно в натаскивании на тесты, – сказал эксперт всероссийского фонда "Образование" Олег Сергеев. – Это сразу же разделяет ученика и учителя. Последний превращается в человека, который исключительно "натаскивает" ученика с целью механического овладения определенными знаниями".