После объявления о рокировке российского "тандема" политические комментаторы почти в один голос заговорили о том, что будущему премьер-министру Медведеву предстоит заняться непопулярными реформами. Русская служба Би-би-си при помощи экспертов напоминает о некоторых из этих реформ
Пенсионная реформа
Ушедший в отставку министр финансов России Алексей Кудрин и его подчиненные неоднократно говорили, что повышение пенсионного возраста очень желательно в условиях, когда правительству постоянно приходится искать средства на пополнение дефицита Пенсионного фонда.
В какой-то момент их может и не оказаться. "Завышенные" социальные обязательства бюджета Кудрин назвал в качестве одной из причин своей отставки.
В одном из самых последних интервью в качестве министра Кудрин напомнил, что дефицит ПФР в следующем году достигнет 1 триллиона рублей.
Статс-секретарь Минфина Сергей Шаталов говорил, что повышения пенсионного возраста избежать не удастся; согласно одному из предложений, его можно поднимать медленно, на треть года за год, и за 15 лет довести с нынешних 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 - для женщин.
Премьер-министр Путин обещал в следующем году повысить среднюю трудовую пенсию с 8,5 тысячи до 9,3 тысячи рублей, а социальную пенсию - с 5,1 до 5,7 тысячи. Кроме того, избирателям обещан рост и материнского капитала, и пенсий военнослужащих, и различных пособий.
Другие ведомства - например, Минздравсоцразвития - а также политики из правящих кругов отвергают разговоры о повышении пенсионного возраста.
"Пока одни ратуют за повышение пенсионного возраста, мы будем повышать пенсии и добиваться роста продолжительности жизни", - заявил председатель Высшего совета "Единой России" Борис Грызлов на предвыборном съезде партии 23 сентября.
Валерий Баскаков, председатель совета директоров Международной актуарной компании:
"На мой взгляд, повышать пенсионный возраст надо, потому что проблема назрела уже давно. Что решат после выборов, не знаю, но наверное, после президентских выборов будет вполне логично это сделать. Времени-то будет много.
Повышение пенсионного возраста - это долговременное мероприятие. Кажется, только в Казахстане это сделали очень быстро, а так в развитых странах об этом оповещают население, готовят, и процедура длится десятилетиями. Поэтому и мы говорили уже давно, что надо повышать пенсионный возраст - по крайней мере, надо обсуждать проблему, а не замалчивать. Надо обсуждать, чтобы народ как бы свыкся и понял.
Мы несколько лет назад проводили социологические исследования, и более 50% женщин были за повышение пенсионного возраста. Причина здесь очень простая: сидеть на пенсии в 55 лет они не могут, а работодатель не берет на работу, потому как считает уже "человеком второго сорта".
В предпенсионном возрасте трудно устроиться на работу, и меньше зарплата. Поэтому в экономических условиях, в которых мы находимся, для многих повышение пенсионного возраста - это благо, потому что все равно же приходится работать, пенсии недостаточно для нормальной жизни.
То есть, для популярности правительства эта мера большого риска не несет - просто надо нормально объяснять. А у нас сейчас замалчивают проблему".
Военная реформа
Реформой армии, стартовавшей при новом министре обороны, штатском менеджере Анатолии Сердюкове, сразу после войны с Грузией в 2008 году, недовольны многие генералы и офицеры - в первую очередь, из-за сокращений.
Реформа включает сокращение командований видами вооруженных сил, переход на бригады вместо полков и дивизий, сокращение офицерского состава и общей численности вооруженных сил, передачу обслуживания военных (питанием, например) в руки гражданских подрядчиков (аутсорсинг), гуманизацию условий службы срочников, перевооружение и многое другое.
Согласно Государственной программе вооружений, за 10 лет, с 2011 по 2020 год, на перевооружение российской армии будет потрачено 19 триллионов рублей.
Министерство финансов считает эти обещания военным "завышенными", но уходящий президент Дмитрий Медведев сразу после отставки министра финансов Алексея Кудрина в конце сентября заявил, что расходы на оборону - это "высший приоритет государства".
"Мы не можем обойтись без расходов на оборону. Причем расходов, достойных Российской Федерации. Не какой-то там "банановой республики", а именно Российской Федерации — очень крупной страны, постоянного члена Совета Безопасности, обладающей ядерным оружием. Поэтому у нас, как это, может быть, ни печально для бюджета, всегда будут очень высокие расходы на поддержание обороны и безопасности", — сказал Медведев.
Полковник Владимир Мухин, военный обозреватель "Независимой газеты":
"Популярна среди силовиков реформа денежного довольствия военнослужащих, против которой, кстати, выступал Кудрин. Она, действительно, значительно увеличивает бюджетные расходы и в условиях кризиса может повлиять на экономику не лучшим образом.
Но в России все-таки есть еще Резервный фонд, и есть тенденция к тому, что нефтедоллары будут худо-бедно капать, и правительство надеется, что выкарабкается из того тупика, куда оно загнало само себя, повышая денежное довольствие. А не повышать тоже нельзя, потому что события в Северной Африке, на Ближнем Востоке показывают, что если армия будет недееспособна, то перевороты обеспечены. Хочешь - не хочешь, а "тандему" необходимо обращать внимание на армию и повышать мотивацию к службе.
Непопулярность реформы в армии связана с тем, что сокращаются офицерские должности. Интенсивность ратного труда у офицеров возрастает. Количество офицеров в подразделении уменьшилось, солдаты предоставлены сами себе.
Контрактников тоже немного, потому что правительство не может обеспечить материальным стимулом сразу и офицеров, и контрактников.
В результате растет казарменное хулиганство, мордобой - это и Главная военная прокуратура констатирует, и все остальные. В общем, то, что офицеров в подразделениях стало меньше, не нравится ни офицерскому составу, ни солдатским матерям, ни обществу.
Что касается других аспектов - разделения функций, аутсорсинга - здесь тоже палка о двух концах. С одной стороны, это, конечно, помогает вооруженным силам решать свои, боевые, задачи, не отвлекаясь на посторонние моменты. С другой стороны, растет коррупция в тех структурах, которые обеспечивают армию. Это тоже констатировал [главный военный прокурор Сергей] Фридинский - недавно, в августе, на совещании по коррупции.
Что касается 19 триллионов рублей, обещанных Путиным на перевооружение, то у нас, сколько уже было за постсоветское время государственных программ вооружения - и ни одна не была до конца доведена. Ни одна!
И Кудрин правильно сказал: нет у государства денег, эти планы на 19 триллионов не обеспечены. Ну откуда такие деньги?
Это два триллиона дополнительно каждый год надо тратить на оборону - а сейчас у нас военный бюджет 1, 2 триллиона, и это - 3,1% от ВВП.
В 2014 году у нас расходы на оборону будут составлять 3,7% ВВП - это больше, чем в Америке, там 3,5%, но американцы же ведут боевые действия в Ираке и Афганистане, и весь мир контролируют. А у нас эти деньги пойдут только на то, чтобы повысить денежное довольствие".
Реформа ЖКХ
Реформа системы жилищно-коммунального хозяйства тянется с 1990-х годов, но к декларированным целям - созданию рыночных, конкурентных условий в этой сфере - пока не привела.
Одна из важнейших составляющих реформы - создание в многоквартирных домах, в которых живет подавляющее большинство россиян, так называемых "товариществ собственников жилья" (ТСЖ), которые - по замыслу - должны выбирать обслуживающие дом фирмы на конкурентной основе. Это должно снизить цены на обслуживание и повысить его качество.
На практике, однако, россияне очень неохотно создают ТСЖ: сейчас товарищества охватывают считанные проценты всего жилого фонда страны. Власти в последние годы устроили целую кампанию по созданию ТСЖ, но в результате обнаружились многочисленные случаи мошенничества, когда товарищества создавались чиновниками от "коммуналки" без ведома жильцов, по подложным документам, а затем через эти ТСЖ крали деньги, выделенные государством специально на поддержку товарищество через Фонд содействия реформе ЖКХ.
В начале этого года контрольное управление президента России объявило, что вскрыло вывод за рубеж многих миллиардов рублей из ЖКХ: только в Центральном федеральном округе за два года пропали 25 млрд.
В итоге "собственники жилья" в массе негативно относятся к реформе ЖКХ. Помимо мошенничества, которое, скорее, является следствием тугого хода реформы, эксперты видят еще несколько объяснений субъективного характера.
Во-первых, обладатели полученных еще в советское время квартир привыкли, что обо всем, что за порогом, заботится государство, и не хотят ничего менять. Инициативных людей, желающих и готовых создавать товарищество и работать на него, слишком мало.
Даже если такие люди находятся, им крайне трудно собрать и организовать остальных: около 3/4 жилья в России - это большие дома с десятками и сотнями квартир.
Наконец, апатия в отношении идеи товарищества естественным путем развивается во враждебность к ней: там, где ТСЖ создано искусственно, люди не видят перемен, кроме повышения тарифов - поскольку ни конкуренции фирмам, созданным самими чиновниками, ни контроля со стороны деятельного и заинтересованного ТСЖ нет.
Дома и инфраструктура в жилищном секторе России, между тем, продолжают ветшать. В мае премьер-министр Владимир Путин упоминал, что на ремонт того и другого нужно почти 10 триллионов рублей. Это, впрочем, в два раза меньше, чем правительство пообещало выделить за 10 лет на перевооружение армии.
Повышение налогов и акцизов
Если нефтегазовых денег не хватит на покрытие всех бюджетных обещаний, а правительство не сочтет возможным отказаться от части из них, то тогда встанет вопрос о повышении налогов и акцизов.
Исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов, правда, сразу после вступления в должность заявил, что минфин в ближайшее время не намерен предлагать повышать налоги - но только если правительство найдет другие способы сбалансировать бюджет.
Страховые взносы с работодателей, впрочем, уже решено повысить. После повышения с начала этого года ставки до 34% и громких протестов бизнеса правительство снизило ее до 30% (для малого бизнеса - до 20%), но только до 2014 года.
Кроме того, в правительственных "Основных направлениях налоговой политики" на 2012-2014 годы записано, что с зарплаты больше 512 тысяч рублей в год (42 666 рублей в месяц) будет взиматься дополнительная 10-процентная ставка страхового взноса.
Добирать деньги в бюджет правительство может и при помощи повышения акцизов.
Эксперты из министерства транспорта, например, предлагают полностью переложить расходы на ремонт дорог на кошельки автомобилистов, резко повысив акциз на топливо. С этим предложением, правда, не согласно министерство экономического развития.
Зато вид внесенного в Госдуму законопроекта уже приобрело предложение минфина о резком повышении акцизов на табак и алкоголь. В результате, согласно этому проекту и подсчетам экспертов, к 2014 году сигареты и папиросы вздорожают примерно в три раза, а минимальная цена бутылки водки вырастет в два с лишним раза.
По данным социологической компании ВЦИОМ, в отношении к идее повысить акцизы на табак и алкоголь россияне делятся примерно поровну: около 45% одобряет, столько же - осуждает.
Юрий Полетаев, глава отдела маркетинговых исследований социологического "Левада - центра":
Думаю, будет, конечно, переход людей с более дорогих марок сигарет на более дешевые. Естественно, будет развиваться, как мне кажется, черный рынок.
Это касается и алкоголя. В части черного рынка алкоголя это будет касаться даже в первую очередь. Если сигареты достаточно трудно вопроизвести, то с алкоголем мы это уже проходили: запрещали - и варился самогон. Пусть даже прямого запрета на алкоголь не будет, а только запретительные цены - это реакция на любой запрет, какой бы он ни был.
Популярности это правительству, конечно, не добавит.
Курящих у нас, например, около 40% взрослого населения. Конечно, когда будут сильно повышены акцизы, для них это будет неприятно, и естественно, они будут знать, кто повысил эти акцизы.
Конечно, люди не будут выходить на улицы с плакатами, и устраивать демонстрации по этому поводу. Но будут держать фигу в кармане, это точно".