Госдума на прошлой неделе быстро и рутинно приняла во втором чтении проект скандального закона "Об охране здоровья граждан". Подавляющего большинства депутатов от партии власти вполне хватило, чтобы сомнительное творение законотворческой мысли чиновников Минздравсоцразвития сделало еще один большой шаг к тому, чтобы стать законом.
При этом министерству пришлось преодолевать упорное сопротивление посвященной в суть дела общественности. Кто только не выступал против законопроекта: независимые объединения медработников (в том числе Пироговское движение врачей и Национальная медицинская палата), общественные и пациентские организации.
В результате было принято решение провести дополнительное обсуждение законопроекта в Госдуме, а также в Общественной палате РФ. Причем, к этим обсуждениям - после вмешательства премьера Владимира Путина - были допущены эксперты Национальной медицинской палаты, как раз объявившей о вступлении в Общероссийский народный фронт. По данным главы палаты и самого известного противника законопроекта Леонида Рошаля, в итоге около 100 поправок, предложенных медиками, были учтены. Представители Минздрава вообще заявили, что в ходе общественного обсуждения министерству удалось согласовать с экспертным сообществом большинство спорных вопросов.
Однако, как утверждает президент Общества специалистов доказательной медицины, член исполкома Пироговского движения врачей Василий Власов, "несмотря на несколько этапов исправления, законопроект остался негодным и ко второму чтению – в этом убеждено врачебное сообщество, об этом заявляет Пироговское движение врачей". Профессор высказывается очень резко: "В огромном законе – почти "кодексе здравоохранения" – так много ошибок, что я нисколько не сомневаюсь, что в ближайшие годы его придется сильно менять. Он надолго останется памятником глупости, бездушию и некомпетентности".
Но есть и специалисты, выступающие за принятие закона. Один из них – академик РАМН Владимир Стародубов, который является и одним из основных разработчиков этого документа. Стародубов возглавлял Минздрав в 1998-1999 годах, и несколько раз был заместителем министра. В чем же, по его мнению, достоинство закона? Вот его ответ на вопрос журналиста "Московских новостей": "Очень важно, что нам удалось четко прописать распределение полномочий между муниципальным и субъектовым уровнем. С принятием нового закона вся полнота ответственности за охрану здоровья граждан ложится на субъекты Российской Федерации. Это значит, что все муниципальные лечебные учреждения передаются в собственность субъектов, в том числе традиционно входившие в зону ответственности муниципальных властей служба родовспоможения, скорая помощь и первичная медико-санитарная помощь. Теперь за медицинскую помощь в них будет отвечать губернатор. При этом за главами регионов остается право делегирования полномочий по управлению здравоохранением муниципалитетам. Но ответственность при таком управленческом решении остается на уровне руководства субъекта Российской Федерации. Подъем уровня ответственности, по моему мнению, это большой плюс для отечественного здравоохранения".
Но что же это за "большой плюс для отечественного здравоохранения"? У нас что, до сих пор лично губернаторы следили за выездами бригад "Скорой помощи"? Или, может быть, теперь у нас родовспоможением займутся главы муниципалитетов? Да нет же: речь идет о том, через чьи именно руки пойдут средства на ту самую мифическую охрану нашего с вами здоровья. Вот какие проблемы волнуют разработчиков закона.
А теперь об ответственности, той самой, которую, по мнению Стародубова, должен обеспечить закон.
Только что в прессу в очередной раз просочились данные об инфекционных заболеваниях в больничных стационарах. Оказывается, больничные инфекции ежегодно уносят жизни десятков тысяч россиян. И эти данные тщательно скрываются как врачами, так и медицинскими чиновниками. И если вы положили в кардиологию старика, а он неожиданно умер от пневмонии, то в свидетельстве о смерти в качестве причины будет указано заболевание сердца. И никакой другой информации вам не дадут.
Может быть, ответственность именно за эти случаи хотят распределить между региональными и муниципальными властями авторы законопроекта? Может быть, после принятия закона рядом с патологоанатомом на вскрытии будет стоять муниципальный чиновник, а то и представитель областной администрации?
Леонид Рошаль уверен, что среди редакторских правок и уточняющих формулировок в проект закона "Об основах охраны здоровья граждан" внесены и те, на которых он особенно настаивал: законодательно закреплено право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Стародубова спросили о том, так ли это. После долгих рассуждений о том, что существует множество моделей развития здравоохранения и взглядов на них, и вообще консенсуса в медицинском сообществе нет, бывший министр дает все же ответ: "В принятой редакции закона функции профессиональных объединений закреплены на региональном уровне: их представители смогут участвовать в обсуждении тарифов обязательного медицинского страхования, принимать участие в деятельности правлений территориальных фондов ОМС. Но учитывая, что таких организаций в некоторых регионах достаточно много, мы прописали порог допуска к управленческим решениям. Официальные структуры будут взаимодействовать с теми профессиональными организациями, которые охватывают не менее 25% от общего числа медицинских работников региона".
Зная нашу действительность, можно смело сказать, что по сути это издевательство над профессиональными медицинскими организациями. Не знаю, во скольких регионах наберет в свои ряды четверть всех медицинских работников та же Национальная медицинская палата Рошаля, но понятно, какой мощный рычаг для недопущения к разработке стандартов и тарифов получают таким образом заинтересованные в этом чиновники.
А одна из самых критикуемых и обсуждаемых статей проекта – об оказании платных услуг – по сути, осталась вообще без изменений. Так что с принятием законопроекта к медицинским услугам будет применяться другой закон – "О защите прав потребителей". Как заявил по этому поводу глава Лиги пациентов Александр Саверский: "Введением понятий платной и бесплатной помощи закон ведет к платному здравоохранению". Его единодушно поддержал целый ряд экспертов: предлагаемые законопроектом формулировки не смогут жестко разграничить бесплатные и платные услуги. Рост числа последних в связи с этим неизбежен. А уверения чиновников в том, что населению гарантирован огромный объем бесплатной медпомощи, не соответствуют действительности.
Отечественное здравоохранение переживает не лучшие времена, и новый закон об охране здоровья ничего не даст подавляющему большинству населения. Более того, возможно, прав Василий Власов, утверждающий, что простые граждане, молчащие сегодня, поскольку не понимают сути дела, еще "закричат, когда последствия этого закона ударят им под дых".
Но закон создавался отнюдь не для этих людей. Этот закон, действительно, об охране, но об охране благополучия вполне определенной категории людей – чиновников российского здравоохранения, на всех ступенях их властной вертикали. А все остальное – так, для отвода глаз.