Капитал продолжает утекать из России, вопреки всем оптимистичным прогнозам, и даже несмотря на вполне сносные экономические показатели. Его отток из страны за десять месяцев года достиг 64 млрд. долларов, сообщил глава Банка России Сергей Игнатьев. Только за октябрь из российской экономики ушло за рубеж более 14 млрд. долларов, и значительный вклад в этот отток внесли отечественные банки.
Забавно, что днем ранее первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев сообщил, что отток капитала из России в октябре был менее 13 млрд. долларов, а в ноябре будет еще меньше. Видимо, руководители Центробанка снова не договорились.
Напомним, что изначально годовой прогноз по оттоку капитала составлял всего 36 млрд. долларов. Однако уже к середине года стало понятно, что удержать этот показатель не удастся, и вот он уже превышен почти в два раза, а до конца года остается еще больше месяца.
Все это тем более странно, что ситуация в российской экономике вроде бы налаживается. Октябрь не стал рекордным, но продемонстрировал неплохую динамику по ряду показателей. Например, грузооборот транспорта в октябре вырос на 7,2 % в годовом сравнении (в сентябре рост составлял всего 0,5 %), а за десять месяцев он увеличился на 3,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Оборот розничной торговли в октябре повысился на 8,8 % по сравнению с прошлым годом и достиг 1,7 трлн. рублей. В сентябре по сравнению с тем же периодом 2010 года рост этого показателя составил рекордные 9,2 %.
Однако, несмотря на все эти достижения, российские банки продолжают выводить деньги за рубеж. Их иностранные активы в октябре выросли на 12 млрд. долларов и достигли 53 млрд., хотя еще в сентябре они увеличились всего лишь на 4 млрд.
Согласно статистике Банка России, чистый вывоз (ввоз минус вывоз) капитала российским банковским сектором за январь-июнь текущего года составил 11,9 млрд. долларов. Помогли в этом и иностранные банки, которые вывели из России 18,4 млрд., а ввезли всего 6,7 млрд. долларов. В целом же отток капитала из России по банковским каналам за первое полугодие составил 31,2 млрд. долларов.
Самое интересное, что при этом банки продолжают жаловаться на нехватку ликвидности и просить денег у государства. Центробанк и правительство должны быть готовы поддержать частные банки, заявил от имени всего банковского сообщества глава ВТБ-24, бывший министр финансов Михаил Задорнов. Правда, по его мнению, риски ухудшения ситуации сейчас равны 50 на 50, но они "существенны".
Беспокойство банкиров понятно, ведь "длинные деньги" российские банки прежде получали на международных рынках, а сейчас они там очень дороги. При этом Центробанк, который должен выступать в качестве кредитора последней инстанции и основного источника рефинансирования экономики, отстранился от выполнения этих обязанностей еще в начале 2000-х годов. И теперь он формирует денежное предложение только путем эмиссии рублей под покупку иностранной валюты, не учитывая спрос на деньги со стороны субъектов экономики.
О "денежном голоде" банков наглядно говорит рост объемов операций РЕПО, которые до середины сентября не превышали 20-30 млрд. рублей. Но после обострения долгового кризиса в Еврозоне и спада на биржевых площадках ЦБ предоставил банкам уже 260 млрд. рублей, в октябре – более 400 млрд. Рекордное количество кредитов банкам в рамках РЕПО Центробанк выдал в конце октября, когда размер вливаний под залог ценных бумаг превысил отметку в 1,2 трлн. рублей. Это больше 2,5 % ВВП России и 13 % расходной части федерального бюджета 2011 года. Таких огромных вливаний в банковскую систему не было со времен финансового кризиса.
При этом нужно понимать, что эти деньги Банк России вливает в узкую группу госбанков из "первой десятки", а остальные банки испытывают острую нехватку ликвидности. Об этом свидетельствует резкий рост стоимости межбанковских кредитов: в начале июня однодневная ставка не превышала 2,6 %, в сентябре она подскочила до 3,7 %, а в ноябре достигла 5,14 %. Таких высоких ставок на межбанковском рынке не было с кризисного 2009 года.
Тем временем, общий показатель ликвидности банковской системы России – количество денег на корсчетах в ЦБ – находится на нормальном уровне в 700 млрд. рублей, как будто никакого "денежного голода" у банков нет. Это может говорить лишь о том, что практически вся ликвидность сконцентрирована у небольшого числа госбанков, квартальные отчеты которых показывают рекордные прибыли.
И все это напоминает об избыточной монополизации российской банковской системы, когда на 5-7 крупнейших госбанков приходится более 80 % всех ее активов. При этом остальные банки вынуждены жить в условиях постоянной нехватки ликвидности, что приводит к еще большей концентрации ресурсов в активах узкого круга банков и к разбалансировке денежно-кредитного обращения.
То, что большая часть российских банков не может похвастаться высокой надежностью и кредитоспособностью, никого не удивляет. Последствия кризиса 2008-2009 годов продемонстрировали "наркотическую зависимость" банковского сектора России от притока иностранной валюты и зарубежных кредитов. В последнее время операции РЕПО Центробанка и аукционы Минфина пытались заменить ликвидность, которая шла с международных финансовых рынков. Центробанк заявил, что может предоставить банкам за счет инструментов РЕПО до 2 трлн. рублей ежедневно. Однако, как показала практика, такие краткосрочные вливания мало помогают банкам справиться с проблемой ликвидности.
По прогнозам аналитиков, некоторое улучшение ситуации произойдет только во второй половине декабря, после того, как бюджет начнет тратить деньги, оставшиеся на расходных счетах. Но кто поручится, что банки тут же не переведут появившиеся средства в зарубежные активы, а сами будут дальше просить денег у государства?
Конечно, часть утечки капитала из России связана с общим оттоком денег из фондов развивающихся стран, вызванным усилением кризиса в еврозоне и замедлением мировой экономики, но основная масса денег уходит из России по внутренним причинам. По словам Игнатьева, утечка вызвана плохим инвестиционным климатом в стране: бизнес не инвестирует прибыль, не вкладывает ее в производство, а выводит ее за рубеж в поисках "убежища" от возможной девальвации рубля, о которой говорят практически все эксперты. В результате Банк России повысил свой годовой прогноз по оттоку капитала из России до 73,6 млрд. долларов.