Ложный оптимизм стабильности

На фоне происходящих в стране поствыборных событий, к которым было приковано внимание экспертного сообщества и СМИ, не меньший интерес вызывает публикация очередного отчёта Росстата с предварительной оценкой динамики ВВП страны в 3-м кв. 2011г. С чисто формальной точки зрения, ситуация в экономике страны складывается достаточно неплохо и даже намечаются изменения в лучшую сторону: по итогам 3-го кв. годовой рост ВВП России превысил отметку в 4,8%, что намного выше 3,4% имевших место кварталом ранее и 4,1% за январь-март текущего года…

Более того, столь существенного роста экономической активности в стране не наблюдалось аж со 2-го кв. 2010 г., когда прирост ВВП составил порядка 5% и был обусловлен, главным образом, эффектом низкой базы – во 2-м кв. 2009г. экономика Россия находилась в состоянии свободного падения, и спад превысил отметку в 11,2%.

К сожалению, как и следовало ожидать, не намного лучше обстоит ситуация и на этот раз – за фасадом красивых цифр Росстата, которые средства официальной пропаганды поспешили интерпретировать как «стремительное оживление экономики» и «уверенное преодоление кризисных явлений», скрывается попытка выдать желаемое за действительное.

Прежде всего, скачок ВВП до 4,8% по итогам 3-го кв. текущего года в значительной степени обусловлен эффектом низкой базы – в 3-м кв. 2010г. рост экономики едва дотянул до 3,1%, тогда как в апреле-июне того же года ВВП увеличился на 5%.

Также стоит упомянуть хроническое занижение реальной уровня инфляции, которая для подавляющей части населения России в 1,5-2 раза превышает официальной публикуемую оценку потребительских цен. Принимая во внимание неадекватность реалиям жизни используемой Росстатом методологии расчёта прожиточного минимума (6,5 тыс. рублей) и постоянное занижение стоимости минимального набора товаров и услуг, можно говорить о том, что реально за чертой бедности находятся не заявленные 14% населения, а порядка 35-45% граждан России.

Еще 30-35% находятся в так называемом предбаннике общества потребления - они сумели вырваться из парадигмы выживания, имеют нормальное образование и работу, но не могут самореализоваться в полной мере в силу «стеклянных потолков» и сломанных социальных лифтов.

Большая часть потребительских расходов этих социальных групп связана с приобретением безудержно дорожающих продовольственных товаров, оплатой счетов естественных монополий и затратами на ЖКХ. Принимая во внимание тот факт, что , только согласно официальной статистике, за первые 10 месяцев 2011г. продовольствие подорожало на 10,9%, а тарифы «отреформированных» энергетиков и поборы в сфере жилищно-коммунальной мафии подскочили на 14-20%, можно говорить о том, что реальная инфляция для большей части населения страны превышает официальные 8,7% и не опускается ниже 14-17%.

В глаза бросается парадокс: с одной стороны, впервые за период с августовского дефолта 1998г. в России наблюдается падение реальных располагаемых доходов населения на 0,2% по итогам первых 10-ти месяцев 2011. С другой стороны, имеет место ускоренный рост оборота розничной торговли - если ещё в январе он не превышал 3,9%, то уже в июне он превысил 5,9%, а по итогам октября и вовсе превысил отметку в 8,8%. При этом наибольший рост зафиксирован в сегменте непродовольственных товаров и услуг (+10,4%), тогда как продажи продовольственных товаров растут лишь на 2,5%.

Столь резкий рост продаж непродовольственных товаров на фоне снижающегося уровня жизни населения России, судя по всему, обусловлен ростом кредитования населения на 29,1% за последний год на фоне желания граждан уберечь от обесценения свои без того немногочисленные сбережения она фоне стабильно высокой инфляции. Об этом же свидетельствует рост продаж автомобилей (+20,8%), бытовой техники (+11-14%) и фототехники (+20,4%). Вполне возможно, что граждане России на интуитивном уровне чувствуют надвигающийся кризис и уже начавшееся падение своего уровня жизни и также как и в 2008г. стремятся поддержать свой собственный социальный статус за счёт приобретения дорогих товаров.

Таким образом, складывается впечатление, что на фоне сжатия темпов роста промышленного производства с 8,6% в январе 2011г. до 5,1% в октябре и усиливающегося падения уровня жизни населения наблюдаемый ускоренный рост розничных продаж является отнюдь не позитивным сигналом оживления российской экономики. Потребительский бум, который так широко разрекламирован федеральными СМИ в качестве одного из главных достижений нынешних властей, на деле является самым банальным проеданием сбережений населения и отражает усиливающееся долговое бремя домашних хозяйств.

Собственно говоря, это абсолютно неудивительно - в условиях, когда подавляющая часть отраслей обрабатывающей промышленности просто-напросто является нерентабельной, сельское хозяйство едва сводит концы с концами, а основную массу прибыли генерируют высокодоходные сырьевые экспортно-ориентированные отрасли и обслуживающие нефтедолларовые потоки банки, распухание финансового сектора не вызывает вопросов.

В настоящий момент в российской экономике есть 3 самых рентабельных вида деятельности: продажа за рубеж невосполнимого минерального сырья, совершение спекулятивных операций на финансовом рынке и эффективное «осваивание» бюджетных средств. Именно эти отрасли генерируют основную массу корпоративных прибылей и именно они являются источником широко разрекламированного мифа о росте благосостояния «дорогих россиян».

При этом продолжает усиливаться охлаждение деловой активности в целом ряде системообразующих отраслей российской экономики. За период с 1-го по 3-ий кв. текущего года прирост добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности сократился с 12,9% до 5,8%. За этот же промежуток времени рост в секторе транспортной инфраструктуры и связи сжался с 5,1% до 3,3%, в рыболовстве с 19,8% до 11,4%.

Ещё хуже обстоят дела в области науки и образования – если в 3-м кв. 2010г. снижение добавленной стоимости в данном секторе не превышало 1,7%, то в 3-м кв. текущего года спад ускорился до 2,6%. Аналогичная ситуация наблюдается в системе здравоохранения и социального обеспечения – после едва заметного роста на 0,9% в 3-м кв. предыдущего года в 3-м кв. года нынешнего был зафиксирован спад 0,3%.

Вкупе с заложенным в Бюджет 2012-2014гг. реальным урезанием расходов на науку, образование, медицину, здравоохранение и экономику на 25-40% это нанесёт непоправимый удар по научно-техническому, человеческому и производственному потенциалу страны и поставит крест на идее «модернизации» экономики и повышению доли наукоёмкого производства. В таком случае можно будет смело забыть про идею повышения инновационности российской экономики и слезания с «нефтяной иглы».

Самое удивительное состоит в том, что достаточно сильное охлаждение деловой активности наблюдается не только в обрабатывающих производствах, науке, медицине и транспорте, сидящих на голодном пайке в отсутствие адекватного внутреннего платёжеспособного спроса и поддержки государства. Первые кризисные тенденции стали наблюдаться в даже в «нашем всё» - нефтегазовом секторе и прочих добывающих производствах. Если ещё в 3-м кв. 2010г. рост добавленной стоимости в добывающем секторе превышал отметку в 6,3%, то уже в 1-м кв. 2011г.прирост составил 2,4%, а по итогам 3-го кв. и вовсе едва дотянул до 2,1%. И это на фоне беспрецедентно высоких цен на нефть и промышленные металлы, которые уже более 9 месяцев находятся вблизи своих исторических максимумов.

Таким образом, тот оптимизм, который звучал из уст ряда высокопоставленных должностных лиц и ряда околокремлёвских экспертов относительно «ускорения экономического роста», на поверку оказался очередным мифом. Налицо усиливающееся охлаждение деловой и инвестиционной активности в подавляющем числе ключевых системообразущих отраслей экономики: начиная от обрабатывающих производств и транспорта и заканчивая добычей полезных ископаемых.

При этом в тех крайне немногочисленных отраслях, где всё-таки зафиксирован некоторый рост активности, это обусловлено либо ускоренным проеданием сбережением и увеличением долговой нагрузки на население (оптово-розничная торговля), либо эффектом низкой базы (сельское хозяйство, строительный сектор), либо самым элементарным ростом спекулятивности российской экономики (финансовый сектор).

Другими словами, в настоящий момент мы имеем дело с усиливающимся охлаждением российской экономики, которой уже не в силах помочь ни крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие цены на сырьё, ни набившая оскомину «модернизация», ни даже пресловутая «стабильность», перерастающая в застой и деградацию.

Это неизбежно ведёт к снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях нарастающей глобальной конкуренции с международным капиталом и способствует закреплению за Россией статуса сырьевого придатка экономически развитых стран и рынка сбыта для продукции глобальных корпораций.

Владислав ЖУКОВСКИЙ
экономический обозреватель
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий