Вчера в составе группы сопровождения первого вице - премьера правительства России Виктора Зубкова, в Волгограде побывал заместитель министра регионального развития Анатолий Попов. С Волгоградской областью его связывает многое. Достаточно, например, вспомнить, что здесь он окончил сельскохозяйственный институт, работал в Городищенском районе секретарем комитета комсомола, научным сотрудником базирующегося в Волгограде Всероссийского НИИ орошаемого земледелия и даже баллотировавшегося на должность губернатора региона.
Нынешний, далеко не первый за последнее время приезд Анатолия Попова давал возможность журналистам получить, что называется из первых рук, ответы на такие вопросы: каковы итоги реформы ЖКХ? что ждет граждан в ближайшее время? Как будут меняться тарифы? Как известно, среди других, Анатолий Попов курирует и эти вопросы. Увы, не случилось - диалог по этой теме предложено было перенести к следующему приезду. Но новый год - вот он. И с его наступлением всех нас ждет целый «набор вопросов», ответы на которые уже нужно знать сегодня.
Вот почему на этом этапе мы решили воспользоваться материалами пресс-конференции по теме6 « ЖКХ в России: возможны ли реальные реформы в этой сфере», которая накануне прошла в Москве с участием Анатолия Попова.
Вопрос: Каковы основные итоги реформы жилищно-коммунального хозяйства, которые проводятся в России в течение уже нескольких лет?
А.Попов: Во-первых, сразу хочу сказать, что, наверное, пока так еще рано вопрос ставить: каковы итоги реформ, потому что процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства идет, и на сегодняшний день находится в своей активной фазе. Кроме того, реформирование идет по самым разным направлениям, потому что жилищно-коммунальный комплекс представляет собой совокупность различных отраслей, направлений. Реформирование идет и в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством, и в сфере его отдельных отраслей - это вода, водоотведение или канализование, как сейчас говорят, тепло, энергетика и другие. И всему этому комплексу мы стараемся придать системность и взаимоувязанность. Реформы идут, в настоящее время основное внимание уделяется реформированию управления жилищным кодексом. В этом году был принят 123-й закон, который внес поправки в Жилищный кодекс,
Вопрос: Вы неоднократно заявляли о том, что существующий уровень тарифов зачастую не позволяет компенсировать расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса. Какими они должны быть?
А.Попов: К сожалению, это так. Обусловлено это целым рядом причин, и прежде всего – постоянным ростом цен на энергоносители, на электроэнергию. Я вами приведу такую цифру – сами по себе на 70% жилищно-коммунальные предприятия являются неким промежуточным звеном, то есть сами они не формируют стоимость этих тарифов, которые складываются из цен на энергоносители, цен на электроэнергию, на налоги. До 70% тарифов это не касается непосредственно сферы ЖКХ. Поэтому инвестиционная составляющая, к сожалению, у нас снижается. Если 20 лет назад в 1991г. у нас инвестиционная составляющая в расходах была 29%, то по 2010г. – это только 11%, то есть сокращение почти в 2,7 раза. Это говорит о том, что нет возможности менять сети, нет возможности их реконструировать. Недомодернизация ЖКХ колоссальная!
На сегодняшний день у нас недостает 6 трлн руб. для модернизации ЖКХ, это 6 трлн руб. для того, чтобы его довести до нормативного состояния, потому что по отдельным сетям у нас износ доходит 60-70% и выше. Почему это произошло на переходе от одной экономической системы к другой, понятно. В советские времена ЖКХ было просто сферой госдотаций, госвложений. Огромное количество сетей – канализационных, водопроводных, прочих станций находилось на балансах предприятий. Затраты покрывались за счет них. Работает, к примеру, там нефтеперерабатывающий завод или автомобильный, у него на балансе жилой фонд и вся коммунальная инфраструктура, и за счет своей основной деятельности они покрывали затраты.
Когда это все было реструктуризировано, когда жилье перешло в собственность частных лиц, тоже самое произошло с инфраструктурой, которая была передана на балансы муниципальных образований - просто-напросто средств на это не было. Те перекосы в ценообразовании, о которых мы говорили и говорим, конечно, не дают возможности на сегодняшний день полноценно модернизировать. Поэтому стоит вопрос, и правительством в этом году был принят разработанный нашим министерством план по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Сейчас по этому плану разрабатывается также целый ряд нормативно-правовых актов.
На сегодняшний день федеральный бюджет денег на жилищно-коммунальное хозяйство практически не тратит. Это надо знать, и жилищно-коммунальное хозяйство не является такой большой затратной статьей федерального бюджета. У нас есть только программа "Чистая вода", это всего-навсего 3 млрд руб. на всю страну на модернизацию систем, и по модернизации по отдельным объектам еще 3 млрд. Вот и все средства на жилищно-коммунальное хозяйство в федеральном бюджете. Есть Фонд содействия реформированию ЖКХ, но я хочу подчеркнуть, что фонд не занимается инфраструктурой. Фонд занимается переселением из ветхого, аварийного жилья и капитальным ремонтом жилого фонда.
Эта проблема есть, но теми мерами, которые сейчас правительство принимает, она будет решаться. Понятно, что есть огромное количество проблем внутри жилищно-коммунального хозяйства, есть неэффективное использование средств, есть случаи непосредственно злоупотребления, воровства, если называть вещи своими именами. Все это так, но и общеэкономическая, макроэкономическая ситуация пока не позволяет проводить модернизацию на должном уровне.
Вопрос: Растет количество жалоб, поступающих в Роспотребнадзор, на необоснованные платежи за услуги ЖКХ. Какие методы борьбы с этим предлагает Минрегион?
А.Попов: Во-первых, любые случаи необоснованного завышения цен должны фиксироваться. У нас есть Федеральная служба по тарифам, в каждом регионе на местах есть региональные энергетические комиссии, которые за этим следят, есть жилищные инспекции. Сейчас именно теми нормативно-правовыми актами, которые были приняты за последнее время, даны самые широкие полномочия, и поэтому всегда любое повышение тарифа, любое повышение цен на услуги должно быть обосновано. Если оно необоснованно, то принимаются меры по его отмене и по наказанию виновных. У нас на местах, в субъектах Федерации, у муниципалитетов есть все возможности для того, чтобы эти процессы регулировать. На федеральном уровне мы цены и тарифы не устанавливаем.
Вопрос: Давайте коснемся темы тарифов. Как изменятся тарифы на услуги ЖКХ в 2012г.? Удастся ли удержать рост тарифов ЖКХ в рамках запланированных 15%?
А.Попов: Рост тарифов удержать удастся. С 1 января у нас никакого роста тарифов не будет вообще, и только с 1 июля будет рост тарифов в пределах 6% - это с совокупного платежа, а не по отдельным частям. Мы сейчас в большей мере перешли от анализа непосредственно цен, так как у нас цены и платежи - это разные цифры, к анализу и мониторингу по платежу граждан. Совокупный платеж граждан с 1 июля вырастет в пределах 6% по всем регионам страны, ни в одном регионе он превышен не будет. Если он будет превышен, это будет предмет отдельного разбирательства.
Вопрос: Почему в новом Едином платежном документе, который разработал Минрегион, нет понятия "капремонт"?
А.Попов: В платежке, естественно, нет такого узаконенного понятия "платеж за капитальный ремонт" - не может быть такой строки, потому что капремонт у нас пока не узаконен - это огромная проблема на сегодняшний день, 25-30% жилого фонда нуждается в капитальном ремонте. За счет Фонда содействия реформированию ЖКХ значительная часть работ по капитальному ремонту была проведена, но для того, чтобы выйти в нормативы - это без учета недоремонта, надо справиться с недоремонтом. Для того, чтобы поддерживать текущее состояние, - среднее время между капитальным и текущим ремонтом 25 лет, - должно в среднем 4% зданий в год ремонтироваться по капитальному ремонту. На сегодняшний день у нас федерального закона о капитальном ремонте нет. Он находится сейчас в разработке, разработан нашим министерством, есть его несколько вариантов. Сразу хочу сказать, что, поскольку закон затрагивает практически всех граждан страны, он нуждается в серьезной доработке.
Вопрос: Когда заработает единый интернет-ресурс, призванный обеспечить контроль в сфере ЖКХ?
А.Попов: Я так понимаю, что под интернет-ресурсом вы имеете в виду решение, которое было нам поручено постановлением N459 от 10 июня 2011г. "О едином сайте для раскрытия информации управляющими компаниями". Этот сайт уже определен. Кстати, 21 декабря был подписал приказ о регламенте работы этого сайта. В ближайшее время он заработает. Я думаю, что в течение нескольких месяцев он заработает на полную мощность. постановлением N731 был установлен стандарт раскрытия информации – это перечень тех сведений, которые каждая управляющая компания (УК) должна раскрывать о своей деятельности. Там очень широкий набор этих сведений: там и цены на те услуги, которые она оказывает, вплоть до ее бухгалтерского баланса и расшифровок отдельных его статей. Но, как показала практика, далеко не все у нас УК оказались сознательными, вернее, их большинство, и раскрытия в полной мере не происходило.
Поэтому в корректировку постановления N731 вышло 459-е, которое предусматривало единый сайт. Но самое главное, что 6 декабря был подписан федеральный закон (ФЗ) N403, который внес поправки в Административный кодекс РФ, согласно которым введена ответственность за нераскрытие информации. Стандарт как бы был определен, но раскрываемости не было, поэтому мы инициировали и подготовили законопроект, который ввел административную ответственность. Вступил он в силу 17 декабря и сейчас он уже действует. Теперь орган федерального надзора, который определен субъектом Федерации, имеет право наложить штраф на УК от 40 до 300 тыс. руб. за непредоставление информации.
На едином сайте у нас каждый гражданин может увидеть сведения обо всех УК и определить для себя, какая более приемлема по качеству, по ценам на выполняемые услуги. Более того, ФЗ N403 предусматриваются не только штрафы к самим организациям, но и штрафы, а в дальнейшем и дисквалификация вплоть до 2 лет руководителей этих организаций. Поэтому и создается такой комплекс - стандарт раскрытия и ответственность за нераскрытие. Это делается для того, чтобы вы не задавали вопрос о необоснованном повышении тарифа, и для того, чтобы понять, обманывают вас или нет, корректно ли поступают. Потребитель, гражданин должен понимать и иметь информацию о том, как это происходит. Таким образом, мы и добились того, что в скором времени вся эта информация будет у всех, и поэтому любой гражданин, потребитель, который захочет выяснить, как работает его УК, может получить такую возможность.
Более того, согласно ст.164 и 165 ФЗ N123, мы готовим постановление. Оно сейчас находится в финальной стадии согласования в аппарате правительства и в ближайшее время будет выпущено. Оно будет определять порядок предоставления информации местными органами самоуправления и ресурсоснабжающими организациями, и УК, и поэтому в каждом муниципалитете будет создана единая информационная база. Любой человек также сможет обратиться в муниципалитет по месту жительства и получить всю необходимую информацию. Если будет что-то не так, ущемляются права, то появится своевременная возможность для принятия мер.
Вопрос: Готова ли Россия к отказу от посредничества управляющих компаний при платежах за коммунальные услуги, чтобы избежать аккумулирования денежных средств ресурсоснабжающих организаций на расчетных счетах УК?
А.Попов: Давайте по порядку. Расщепление платежей – это когда платеж, который поступает от гражданина, сразу идет по всем тем направлениям, куда должны поступить его средства. Это газ, вода, электричество, жилищные услуги. Это и есть расщепление. В настоящее время готовится также постановление правительства. Оно уже в высокой степени готовности находится, которое будет давать методические рекомендации всем регионам, как это расщепление осуществить. Оно сейчас у нас во многих регионах – и в Санкт-Петербурге, и в Волгограде, и во многих других регионах уже осуществляется. В Москве очень серьезно ведется работа в этом направлении. Но везде оно ведется по-разному, и мы прекрасно понимаем, что такую единообразную форму по всей стране – от Сахалина и до Калининграда – мы, конечно, не сделаем, поэтому там самые широкие полномочия будут даны субъектам Федерации.
Теперь относительно управляющих компаний (УК). На сегодняшний день нет какой-то обязательной нормы, что коммунальные платежи проводятся только через УК. Это предопределено ФЗ N123, это дело самих граждан. У нас есть три способа управления – через УК, управление через ТСЖ и непосредственное управление. Если граждане принимают решение о непосредственном способе, то у них есть непосредственное право (если это полное собрание жильцов дома решит) заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями, что во многом-то, особенно по газу, так и происходит. Нельзя сказать, что наши граждане – плохие плательщики, сейчас платежи достигают до 97%. Но есть вопросы по дальнейшему прохождению этих средств. Такая возможность есть и сейчас.
Вопрос: Какие преимущества дает новая форма квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг?
А.Попов: Новая форма платежки направлена, прежде всего, на решение тех задач, о которых мы уже говорили, то есть максимальности и доступности. В этой платежке уже выведена сумма за общедомовые расходы. Эта новая норма платежки, которая рекомендована приказом по министерству и утверждена. Она идет в развитие постановления N354, и в этой платежке раскрываются как раз все те направления, по которым должен поступить платеж. Она является одним из основных элементов того самого расщепления платежей, о котором мы уже говорили.
Вопрос: Почему платежка, которую разработал Минрегион, не обязательный документ? А это значит, что большинство УК решат его не вводить, так как этот документ достаточно громоздкий.
А.Попов: Потому что существует ФЗ N131, согласно которому есть разделение полномочий властей. Поскольку сбор платежей в ведении местных и региональных властей, то мы, как федеральный орган, им не можем диктовать условия. Мы им можем их рекомендовать.
Вопрос: Среди жителей многоквартирных домов очень много недовольства по оплате общедомового потребления воды и электроэнергии. Экономия за счет установки счетчиков сводится на нет. Уследить за этим невозможно. Дайте людям совет, что делать в этом случае. И подскажите, какие документы регулируют, как платить за потребление ресурсов – по квадратным метрам или по числу проживающих?
А.Попов: Эти вопросы регулируются постановлением N354. Здесь можно посоветовать, во-первых, наиболее эффективную меру – это оплата не по квадратным метрам. У нас такой оплаты нет, только по общедомовым нуждам по данному постановлению разница между индицидуальными показателями и общедомовыми распределяется пропорционально по квадратным метрам. Каких-то нормативов, установленных на квадратные метры, нет.
Что касается потерь, то они учитываются в тарифах в зависимости от состояния сетей в том или ином городе. Если граждане какого-то дома считают, что они оплачивают какие-то неоправданные потери, то я уж говорил, что им необходимо выяснить этот вопрос, дать все данные в Региональную энергокомиссию (РЭК) муниципалитета, и меры будут приняты. Сейчас есть все возможности для того, чтобы эти меры принимать. У нас вообще одна из главных проблем в том, что принимается очень много решений, которые направлены на упорядочение всех этих вопросов, но, к сожалению, на местах в субъектах Федерации, они не всегда реализовываются. Одна из наших главных задач информировать о том, что происходит, и какие меры принимаются.
К этому можно добавить и такую информацию. Летом нынешнего года Анатолий Попов посетил Форум «Селигер-2011». На его лекции в большом образовательном шатре обсуждались вопросы и проблемы, касающиеся тем строительства и ЖКХ. Заместитель министра особо отметил необходимость прямого контроля и активной деятельности самих собственников: «УК, ТСЖ плохо работают? Все в ваших руках. Приняты все решения - ими нужно уметь и хотеть пользоваться», - посоветовал он молодым активистам. Совет вполне подходит и каждому из нас.