Происходящие в последнее время отставки, рокировки и перетасовки кадров в высоких руководящих кабинетах создают впечатление начавшихся в России долгожданных перемен. Считается, что после многотысячных акций протеста власть услышала гражданское общество и начала вести с ним осмысленный диалог, идя на такие серьезные уступки, как объявленная Дмитрием Медведевым либерализация политической системы, которую он обещает провести в рекордно короткий срок.
И уже не только эксперты и правозащитники говорят о необходимости отставки главы ЦИК, изменении избирательного законодательства и проведении новых парламентских выборов, как единственном выходе из того морального тупика, в который сама себя загнала правящая партия, но и некоторые высшие чиновники заявляют о законности и справедливости требований "рассерженных горожан".
Они прекрасно знают, что по всем оценкам правящая партия получила на выборах в Госдуму не нарисованную "чуровской вертикалью" заветную цифру, а только 38 % голосов. И избиратели, у которых голоса отнимали, это тоже знают, потому многие из них и выходят на улицы. Протест – это всего лишь форма, а содержание проблемы состоит в том, что потребности общества переросли возможности власти, давно превратившейся в замкнутую на саму себя правящую корпорацию.
Чтобы политический кризис не стал угрозой безопасности страны, требуются немедленные реформы. На этом сегодня настаивает не только "системная" и "несистемная" оппозиция, но и далекие от политики люди, у которых "проснулось" чувство собственного достоинства. Исправить ситуацию еще не поздно – для этого необходимо, прежде всего, начать переговоры власти и протестующего против нее гражданского общества.
Еще недавно казалось, что это возможно, что не только взявший на себя роль "добровольного переговорщика" друг Путина Алексей Кудрин искренне в этом заинтересован, но и сам премьер. Однако за несколько дней все изменилось самым радикальным образом. В интервью западным журналистам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил: "В России нет политического кризиса, есть только группы недовольных".
Похоже, что вся эта суета с либеральными законами, которую демонстрирует Кремль, является лишь тактическими маневрами власти перед главным событием – выборами президента. Власть не меняет свою стратегию, она просто корректирует порядок "боевого построения" своих структур, подготавливая их к еще более жесткому противостоянию.
О том, что власть готовится к такому сценарию, заявил на встрече Путина с представителями его избирательного штаба и ОНФ глава высшего совета "Единой России" Борис Грызлов. "Сейчас ситуация изменяется, и, скажем так, военная составляющая слова "фронт" все больше выходит на передний план. Нам нужно защищать свою победу, нам нужно защищать нашу стратегию, нам нужно защищать и снова избирать нашего президента Владимира Путина", – сказал он. На этой же встрече прозвучали и другие заявления, которые показывают, что главной линией в президентской кампании может стать противостояние "антипутинского меньшинства" и "пропутинского большинства", интеллигенции и народа, зажравшихся "сетевых хомячков" и "встающего на ноги" пролетариата.
Эту идеологическую фишку вполне классового содержания весьма умело подбросил своим товарищам глава предвыборного штаба Путина режиссер Говорухин. Оказывается, он недавно заглянул в интернет и обнаружил там текст неизвестного автора, который назвал нижнетагильских рабочих, вышедших на митинг в поддержку правящего режима, "скотами". "Едросовский скот в лице заводских быков выходит помычать на площадь, – сказал Говорухин. – Возникает такая история восстания VIP-персон против быдла".
Режиссерская находка быстро зажгла присутствовавших на собрании "фронтовиков". Назвав неизвестного блоггера, оскорбившего рабочих, "козлом", а бывшего президента СССР Горбачева, который призвал Путина отказаться от участия в выборах, "бесстыдником", собравшиеся решили, что 60 миллионов, проголосовавших за правящую партию, не должны уступать даже полумиллиону собравшихся на Болотной площади. Путин их поддержал: никаких разговоров о пересмотре итогов выборов в Госдуму не будет, пусть недовольные идут в суд.
Кстати, суды уже отказывают заявителям рассматривать их иски, касающиеся нарушений на выборах. Видимо, обнародованные ЦИКом проценты будут защищаться любым путем, несмотря на все доказательства фальсификаций и нарушений закона. Массовое воровство голосов избирателей в пользу правящей партии сегодня официально преподносится как досадная оплошность, которая всегда случается "кое-где у нас порой" и на конечный результат не влияет.
Последние заявления премьера Владимира Путина показывают, что он вообще не собирается включать режим "перезагрузки" в отношениях власти и общества. И тем более не намерен разговаривать с вышедшими на улицу несогласными и выполнять их требования. Он назвал эти силы "броуновским движением", которое действует под "троцкистским", по его мнению, лозунгом "движение – все, конечная цель – ничто", но подрывает легитимность режима. Путин считает, что у протестующих нет ни лидера, ни общей платформы, и потому вообще "не понятно, чего эти люди хотят".
Отчасти он прав. По плану Кремля, или по глупости "несистемной" оппозиции, взявшей на себя главную роль организаторов протестных митингов, или просто по недоразумению оппозиционные парламентские партии были фактически отсечены от массовых мероприятий на Болотной площади и на проспекте Сахарова. Митинги несогласных подчеркнуто проводились, как акции не политического, а гражданского неповиновения. Ну, а коль гражданское общество состоит из самых разных групп и носителей разных идеологий, то присутствие на митингах радикалов всех мастей только приветствовалось. При этом появление на трибуне любого оппозиционного депутата Госдумы сопровождалось глумливым хоровым требованием "Сдай мандат!".
Стоит, однако, напомнить, что эта оскорбительная по существу глупость была придумана в недрах "Единой России" (по отношению к несогласной с итогами выборов оппозиции), потом подхвачена Чуровым (по отношению к коммунистам), потом – Явлинским (по отношению к "эсерам"), а потом – митингующей толпой, которая ни разу не обратилась с подобным требованием к единороссам. Если митинги "рассерженных горожан" будут проходить и дальше по такому же сценарию и в такой же стилистике "бей своих, чтоб чужие боялись", они не принесут никакого результата и постепенно превратятся хоть и в агрессивную, но малочисленную массовку. Чего, собственно, и добивается власть. Ну, а призывы некоторых митингующих ораторов отказаться от любых партий вообще не выдерживают никакой критики.
Эти серьезные ошибки организаторов митингов привели к тому, что, к сожалению, несмотря на всю гражданскую активность общества, у Путина есть все основания "не замечать" несогласных и их требований и не начинать с ними никакого диалога (впрочем, даже если бы ошибок не было, он вряд ли пошел бы навстречу митингующим). Он даже заявил, что все старания Кудрина навести какие-то мосты между уличной оппозицией и властью – это личная инициатива экс-министра, к которой сам премьер не имеет никакого отношения.
Его, как главного претендента на президентский пост, сегодня волнует только одно – выборы. Даже на вопрос о том, какой "сюрприз" он хочет сделать всей стране в Новом году, Путин ответил: "Честные выборы президента 2012 года". Оговорка почти по Фрейду: честные выборы у нас такая диковина, что они могут быть только новогодним сюрпризом.
Лидия АНДРУСЕНКО