Сегодня, в Татьянин день, который считается в России праздником всех студентов, президент Дмитрий Медведев встретился со студентами журфака МГУ – это было попыткой исправить те ошибки, которые были допущены им же (его пресс-службой) в октябре прошлого года, когда аналогичная встреча обернулась скандалом. Тогда вместо студентов на встрече оказались представители прокремлевских молодежных организаций, а сами учащиеся журфака подверглись таким ограничениям и давлению, что казалось бы заведомо выигрышное событие обернулось для президента большим политическим скандалом.
Нынешняя встреча со студентами стала следствием провала прежней встречи. Встреча, которая анонсировалась как встреча со студентами журфака на деле оказалась пропагандисткой встречей с лояльной молодежью, к МГУ не имевшей никакого отношения. Кроме того, существенно были ущемлены интересы и права самих студентов, которые, используя все современные коммуникационные возможности, просто разгромили событие в информационном пространстве. Это произошло на фоне объявленного решения Владимира Путина вернуться в Кремль, что было воспринято как политическое поражение, капитуляция Медведева. Неудачный формат встречи в МГУ лишь усугубил ситуацию.
В этот раз организаторы встречи учли многие прежние ошибки. Студентам дали возможность самим решать, какие вопросы задавать и кого направить в аудиторию на встречу с главой государства. Информация, которая сопровождала подготовку к встрече также подтверждает, что студентам дали возможность проявить себя, конечно, в рамках разумного поведения: достаточно интересный, например, твиттер-репортаж с места вела корреспондент «Коммерсанта-FM» Юлиана Малашенко. Забавно, например, что девушек попросили застегнуть блузки, а ребят – завязать галстуки. Из журналистов было 30 человек, притом, что 10 из них были приглашены самим журфаком. Участников встречи попросили не кидать в президента тупыми и острыми предметами, а приветствовать вставанием предложили по желанию.
Судя и по содержанию встречи, можно сказать, что это было одна из самых демократически выстроенных бесед с участием главы государства. Формат и темы стали более важным сюжетом, чем сами ответы главы государства. Медведев отвечал про давление на оппозицию (президент призвал разделять критику власти от экстремизма), про встречу с протестующими (почему нет?), про нечестные выборы (по мнению Медведева они были самыми чистыми), про судьбу Ходорковского (он вызывает сочувствие, хоть и виновен). Глава государства также не исключил, что когда-нибудь будет снова баллотироваться на пост президента.
Пожалуй, наиболее содержательно занятным ответом Медведева стал его комментарий по отношению к протестам на Болотной площади и проспекте Сахарова. Он высказал мнение, что на протесты выходили те, кто хотел бы, чтобы он выдвинул свою кандидатуру на второй президентский срок. Говоря о лидерах оппозиции, Медведев старался не сказать о них ничего плохого, но и подчеркнуть свое некоторое пренебрежительно-сдержанное отношение к ним.
Наконец, важно отметить, что Медведев продолжает следить за расследованием дела о нападении на Олега Кашина (о результатах он пока говорить не готов), а также выразил сомнение в справедливости приговора в отношении Таисии Осиповой, осужденной на 10 лет за наркотики (в действительности, ее преследование считается политическим – она оказалась жертвой преследования ее мужа, активиста «Другой России»).
Медведев всегда производит очень противоречивое впечатление: как человека, играющего по двойным правилам. С одной стороны, он всячески старается быть политкорректным по отношению к Путину и путинской системе ценностей, ни в коем случае не показаться его оппонентом или критиком. Однако, с другой стороны, в эмоциональном плане слишком сильно бросается в глаза его более спокойное отношение (и даже может быть симпатия) и к оппозиционерам, и к Ходорковскому, и к «врагам-американцам» и т.д.
Медведев производит впечатление «исполняющего обязанности члена путинской команды», по дружбе и по долгу. Но где-то в глубине души, наверное, ему очень хотелось бы верить, что 70 тыс. на проспекте Сахарова – это его единомышленники и его потенциальный ресурс, который вовлечь в политику на своей стороне ему вероятно уже никогда не удастся.