Предвыборный угар статистики

В конце января Росстат подвёл итоги социально-экономического развития России за 2011г. и предоставил первую оценку динамики ВВП страны. Вопреки многочисленным заверениям российских чиновников и кремлёвских экономистов относительно «выхода российской экономики на траекторию устойчивого развития» и «успешного преодоления кризисных явлений», наблюдается беспрецедентное за последние три года охлаждение производственной и деловой активности.

С формальной точки зрения российским «модернизаторам», усердно «отливающим в граните» и «пашущим на галерах», есть чем гордиться – темпы роста экономики превысили отметку в 4,3%, что совпадает с аналогичным показателем 2010г. Собственно говоря, на этом позитив и заканчивается.

Прежде всего, нужно напомнить, что ещё в 2005г. лучшие российские макроэкономисты подсчитали: для поддержания социальной стабильности при существующих уровнях коррупции и имущественного расслоения общества необходимо поддерживать темпы роста экономики на уровне не ниже 5,5% в год. Уже 4 года российское правительство, рассказывающее о своих доблестных достижениях на всех телеканалах, не может обеспечить этих темпов роста ВВП - в 2008г. рост составил 5,2%, в 2009г. спад превысил 7,8%, в 2010-2011гг. прирост экономики не поднимался выше 4,3%.

В глаза бросается деградация структуры экономического роста:темпы роста обрабатывающих производств сжались с 8,3% до 6,1%, в транспорте и связи охлаждение с 4,8% до 2,9%, а производства электроэнергии, газа и воды и вовсе замедлилось с 3,5% до едва заметных 0,4%. А ведь оказание услуг в системе естественных монополий (газ, электроэнергия, ЖКХ), также как и грузооборот транспорта являются опережающими экономическими индикаторами. Таким образом, охлаждение деловой активности наблюдается в ключевых отраслях промышленности, ответственных за развитие наукоёмкого производства и повышение конкурентоспособности экономики страны.

Закономерным итогом ползучей приватизации бюджетной сферы и деградации системы медицинского, социального и образовательного обеспечения стало сохранение спада в системе образования (-0,8% в 2011г. после снижения на 1,9% годом ранее) и едва заметное оживление в здравоохранении (с -0,3% до 3,1%).

Наиболее сильное оживление деловой активности зафиксировано в области оказания финансовых услуг: спад на 2,1% в 2010г. сменился ростом на 3,4% по итогам 2011г.Судя по всему, это связано с бесконтрольным перетоком бюджетных средств в рискованные финансовые операции на валютном и финансовом рынках, а также возрастающей спекулятивностью российской экономики.

Рост добавленной стоимости в сфере строительства (+4,8%) и сельского хозяйства (+16,1%) действительно вызывает оптимистичные настроения, но, главным образом, обусловлен эффектом низкой базы: после 20% обвала рынка жилья в 2008-2009гг. и 11% спада аграрного сектора в связи с пожарами 2010г. иначе это и не назовёшь.

Не лучше обстоят дела при анализе динамики ВВП по методу конечного потребления: на протяжении последних 2 лет наиболее высокие темпы роста зафиксированы в конечном потреблении домашних хозяйств (+6,4% в 2011г. и 5,1% в 2010г.) и объёме притока импорта (+21,5% и +26,1% соответственно). Вкупе с безудержным ростом объёма розничного товарооборота на 9,1% в 2011г. и 6,3% в 2010г. это вызывает крайне серьёзные подозрения.

Так, если ещё в 2010г. рост потребительской активности был подкреплён ростом уровня жизни населения на 5,1% и хоть каким-то оживлением в промышленности, то скачок розничных продаж в предыдущем году зафиксирован на фоне мифического роста реальных доходов населения на 0,8%, что стало наихудшим показателем за период с кризисного 1999г. (-12,3%). Вкупе с ростом потребительского кредитования на 29% и ускоренным ростом продаж непродовольственных товаров на 10,7% это свидетельствует об усиливающейся тенденции жить в займы, проедании и без того мизерных сбережений и бегства населения из обесценивающихся рублёвых накоплений.

Об этом же свидетельствует резкий скачок чистой покупки иностранной валюты населением с $5,4 до $16,5 млрд за последние 2 года – граждане России на своём горьком опыте во всей красе познали цену словам первых лиц государства относительно «тихих гаваней» и «недопустимости девальвации рубля». Аналогичные мантры раздавались со всех телеканалов в 2008г. - в результате мы получили 50% падение курса рубля, спровоцированное неконтролируемым перетоком 4,5 трлн. рублей бюджетных средств на валютный рынок, выделенных правительством госбанкам на спасение реального сектора экономики. Про реальный сектор никто с успехом не вспомнил, а сбережения малообеспеченных и искренне верящих в добрые помыслы и бескорыстие властей граждан обесценились наполовину.

При этом на протяжении первой половины 2011г. в России и вовсе наблюдался инвестиционный кризис – капитальные вложения в основные фонды сжимались на 2,5%. И лишь к концу года благодаря реализации масштабных инвестиционных программ крупнейших государственных монополий (больше напоминающих эффективный «распил» бюджета») удалось вытянуть этот показатель в положительную зону (+6,2%).

В глаза бросается резкое падение темпов роста промышленного производства с 8,2% в 2010г. до 4,7% по итогам 2011г. При этом наиболее сильный спад зафиксирован во 2-ой половине 2011г. – если в 4-м кв. 2010г. прирост промышленности превышал отметку в 6,5%, а в 1-м полугодии 2011г. за счёт отскока в обрабатывающих производствах темпы роста не опускались ниже 5,5%, то уже по итогам 4-го кв. 2011г. они не превышали 3,3%.

Совершенно удручающим выглядит снижение темпов роста производственной активности с 6,9% в июле до 3,6% в октябре и едва заметных 2,5% по итогам декабря. И этот спад не удаётся списать на столь любимый кремлёвскими «онолитегами» эффект высокой базы: в августе 2010г. рост промышленного производства превышал 7%, а по итогам декабря не поднимался выше 6,3%. Это стало худшим показателем с середины 2009г. – судя по всему, наблюдаемое охлаждение российской экономики в серьёз и надолго.

В очередной раз о своих достижениях в области повышения уровня жизни «дорогих россиян» отрапортовал экономический блок правительства, которому благодаря статистическим манипуляциям удалось обеспечить снижение уровня бедности с 22,9% в начале 2011г. до 19,5% во 2-м кв. и менее 20,2% по итогам 3-го кв. предыдущего года.

Однако борьба с бедностью в России, как это и водится на протяжении последних лет, ведётся исключительно статистическими методами. К примеру, по совершенно непонятной причине и без всяких объяснений, Ростат, впервые за последние 3 года, пересмотрел в сторону понижения величину прожиточного минимума – с 6505 рублей во 2-м кв. 2011г. до 6287 рублей по итогам 3-го квартала того же года. Это позволило правящим властям аккурат накануне президентских «выборов» продемонстрировать мифическое снижение численности нищего населения до 18,3 млн. человек по итогам 3-го кв. 2011г. после беспрецедентного скачка с 15,2 млн. в 4-м кв. 2010г. до 22,9 млн. человек в 1-м кв. 2011г. При этом никакого внятного объяснения от кремлёвских экономистов относительно того, каким образом могла снизиться стоимость жизни населения на 3,4% за один квартал, когда по итогам 2011г даже официальная, политически скорректированная в меньшую сторону , инфляция превысила отметку в 6,1%, а цены на услуги подскочили на 8,7%.

В условиях, когда, согласно отчёту Института Социологии РАН, более 55% населения России по сути дела находятся за чертой бедности, а реальный рост потребительских цен в условиях беспредела естественных монополий и поборов в ЖКХ превышает 15-20%, ни о каком снижении стоимости жизни населения говорить не приходится вовсе. При этом, даже согласно официальной статистике Росстата , более 55,2% жителей России имеют душевой доход ниже 10 тыс. рублей, а 70% живут менее чем на 15 тыс. рублей в месяц. И лишь 16,7% населения страны можно с большой натяжкой отнести к среднему классу – их доходы хоть и превышают 20 тыс. рублей. Но по доле расходов на ЖКХ и продукты питания, а также качеству потребляемых товаров менее половины из них можно с уверенность отнести к представителям «общества потребления». Однако российские чиновники не унывают – накануне по-чуровски демократичного провозглашения Путина президентом они железной рукой Росстата борются с бедностью, урезая оценку величины прожиточного минимума и всяческими ухищрениями занижая инфляцию.

Напомним, что извращённое понимание сути социально-ориентированной политики со стороны околокремлёвских экономистов привело к тому, что на протяжении первых 10-ти месяцев 2011г. наблюдалось снижение реальных доходов населения на 0,2-1,5% даже согласно официальным отчётам Росстата. Такого провала в области социально-экономической политики власти сумели не допустить даже в разгар кризиса 2008-2009гг. И лишь в последние месяцы 2011 года, благодаря росту доходов околокремлёвских олигархов и сырьевых монополий, а также некоторому торможению роста цен на продовольствие до 3,9% после безудержного скачка на 12,9% (реально более 25%) в 2010году, официальным статистикам удалось зафиксировать призрачный рост уровня жизни населения на 0,8%.

Это разительно меньше роста на 5,1% годом ранее. С учётом реальной инфляции, превышающей для подавляющей, едва сводящей концы с концами части населения России отметку в 15%, гораздо уместней говорить о снижении уровня жизни большей части «дорогих россиян».

Рост бедности в условиях хронически занижаемой инфляции и беспрецедентно высоких цен на нефть со всей очевидностью продемонстрировал провал проводимой в стране социально-экономической политики. Политики, когда сырьевые монополии захлёбываются от колоссального притока нефтедолларов, нераспределённый остаток средств Минфина превышает 6,8 трлн. рублей, госбанки не знают, что делать с бюджетными деньгами, а население и промышленность задыхаются от нехватки ресурсов. И даже мнимое снижение уровня бедности не способно затушевать, пожалуй, один из ключевых итогов 2011года: слом существовавшей на протяжении последних 10 лет и до недавнего времени не подвергавшейся критике модели сырьевого олигархического социально-экономического развития.

В условиях приближающегося глобального финансово-экономического кризиса, грозящего под натиском структурных проблем и противоречий обрушить мировую экономику в новую «Великую Депрессию», необходимо сокращать издержки, чтобы обеспечить элементарное выживание. И правящая тусовка, метко охарактеризованная одним из её видных представителей в лице Владислава Суркова «оффшорной аристократией», делает самоубийственный шаг: вместо реальной борьбы с коррупцией и ограничением воровства они сокращают социальные расходы.

И это объяснимо – до тех пор, пока критически значимая часть чиновничьего аппарата во всех эшелонах власти воспринимает государственную службу как святую обязанность безнаказанно грабить население и бесконтрольно обирать бизнес, любая борьба с коррупцией будет ограничиваться показательными политически мотивированными делами по борьбе с неугодными коррупционерами.

Таким образом, 2011 год стал знаковым - ни безудержный рост цен на нефть, ни стабильно высокий спрос на российское минеральное сырьё на внешних рынках, ни постоянный приток иностранных кредитов не способны снять коррупционную судорогу, парализовавшую российскую экономику и общество в целом.

Предыдущий год со всей очевидностью продемонстрировал слом существовавшей на протяжении последнего десятилетия модели социально-экономического развития – на фоне беспрецедентно высоких цен на нефть и захлёбывающихся от притока нефтедолларов сырьевых монополий и колоссального профицита федерального бюджета зафиксировано двукратное падение темпов роста промышленности и снижение уровня жизни большей части населения России.

Совершенно неадекватная, доходящая до средневекового безумия жестокость и авторитарность властей в политике вкупе с антисоциальной и антимодернизационной экономической политикой в лучших традициях «бурных» 90-х провоцируют резкий рост социального недовольства. Можно бесконечно долго заниматься статистическим приукрашиванием действительности, занижать инфляцию и бороться с бедностью при помощи сокращения величины прожиточного минимума. Но простые люди прекрасно чувствуют ложь и обман властей. Они не хотят кровавых революций и гражданской войны. И даже жуткая фальсификация выборов стала далеко не причиной, а лишь более-менее приличным поводом, чтобы выйти на улицы.

Многие из них прекрасно помнят нищету и погром «адских» 90-х, и ни за что на свете не позволят «теням» 90-х окунуть себя обратно в эту социальную катастрофу. Но и от маразма «нулевых» они тоже устали. Зарождающийся средний класс, сумевший выжить в погром «либеральных преобразований» и вопреки всему подняться из адской нищеты, сумел выпрямить спину и не видит будущего ни для себя, ни для своих детей в ситуации тотальной коррупции и полицейского кумовства. И чем быстрее нынешние власти смогут осознать эту простую истину и обуздать аппетиты подавляющей части «оффшорной аристократии», тем быстрее Россия вернётся к нормальной жизни, которой так жаждут все обычные люди.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий