«Ручное управление» выйдет боком

Накануне выборов власти делают новые попытки обуздать цены на бензин. Вице-премьер Игорь Сечин дал письменное поручение ФАС, Минэнерго и Минэкономразвития разработать механизм, ограничивающий рост стоимости топлива на оптовом рынке. Он предложил включать в договоры между нефтяниками и продавцами бензина пункт о "предельном уровне надбавки к оптовой цене топлива".

Напомним, что до сих пор власть пыталась ограничивать цены на топливо в основном в режиме "ручного управления", что приводило лишь к его дефициту и новым всплескам стоимости.

Между тем, с 1 февраля в России начал действовать новый режим расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты под названием 60-90-66. Ставка экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты составит 66 % от ставки пошлины на нефть, пошлина на бензин вырастет до 90 %, а пошлина на экспорт нефти снижается до 60 %.

До этого пошлины рассчитывались по другой методике и составляли: на нефть – 444,1 доллара за тонну, на светлые нефтепродукты – 297,5 доллара за тонну, на темные – 207,4 доллара, на бензин – 399,7 доллара. Теперь же экспортировать нефтепродкты и бензин обойдется дороже, чем сырую нефть. Эти меры приняты для того, чтобы перенаправить потоки бензина на внутренний рынок, что должно снизить цену на него.

Насколько они окажутся действенными, пока непонятно. Но похоже, что правительство само в них сомневается, поскольку для верности воспользовалось и традиционным методом "ручного управления". Между нефтяниками и руководством Минэнерго было достигнуто соглашение о временной "заморозке" цен на АЗС. В ближайшее время они не должны превышать прошлогодний декабрьский уровень. "У нас есть принципиальная договоренность с нефтяными компаниями и участниками рынка ГСМ о неповышении цен на энергоносители на ГСМ в рознице", – с таким заявлением выступил министр энергетики Сергей Шматко. Чиновник также добавил, что его ведомство будет осуществлять контроль за стоимостью бензина на отдельно взятых автозаправках, общим числом 1,6 тыс.

Нефтяные компании были вынуждены пойти на эти уступки, но тут же выступили с заявлением о том, что даже с учетом минимального снижения цен их бизнес становится убыточным. После чего Игорь Сечин пообещал компаниям компенсировать потери. Он приказал Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития разработать алгоритм компенсации. Правда, о том, какой она будет, пока никто толком не знает, но в первых числах апреля, а значит уже после выборов работа над документом должна быть завершена.

Тем временем, как сообщил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, некоторые независимые поставщики топлива уже понесли ущерб от заморозки цен. По его словам, в Кемерово, Новосибирской области, на Сахалине и Алтае нефтяные холдинги держат на своих АЗС цены ниже рентабельности. И если холдинги могут компенсировать потери за счет других подразделений бизнеса, то независимые операторы – нет.

Сегодня бензин на заправках не растет в цене, и даже немного дешевеет. Но долго ли это будет продолжаться, и что станет с ценами после выборов, когда срок действия договоренности закончится?

"Сколько будет стоить топливо в этом году, прогнозировать сложно. Цены складываются из совокупности факторов: ситуации на внешнем рынке, налоговой политики, инфляции и не в последнюю очередь затрат, которые несут компании. Добыча нефти дорожает, поскольку уходит во все более труднодоступные районы. Плюс нефтяники сейчас занимаются модернизацией производств, и, пока она не завершена, компании несут повышенные издержки. Мы, безусловно, не допустим, чтобы цены росли из-за монополистических действий нефтяных компаний. Что касается других факторов, то, если ситуация на внешних рынках будет стабильной, можно предположить, что в 2012 году цены будут расти темпами, близкими к инфляции. Но, возможно, и с некоторым ее опережением. Основная причина – повышение акцизов. Они и в прошлом году внесли основной вклад в подорожание топлива", – утверждает замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Кстати, о внешнем рынке: в США бензин в конце 2011 года дешевел несколько недель подряд, а в России незначительно, но все-таки дорожал. Это можно объяснить тем, что американский рынок отличается не только от нашего, но и от европейского. Цена на нефть на бирже в Нью-Йорке на 5-10 долларов ниже, чем, к примеру, в Лондоне. Эксперты объясняют этот парадокс условиями расположения основных добывающих, нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей. Нельзя также забывать, что в США самый высокий уровень конкуренции: и в нефтедобыче, и в переработке нефти, и в розничной продаже нефтепродуктов. Кроме того, в Америке очень высокий уровень перерабатывающих производств и глубина переработки нефти. Проще говоря, американские нефтепереработчики из одной тонны нефти получают намного больше качественного бензина, чем российские. Поэтому топлива на внутреннем рынке с избытком, и завышать на него цены не получается.

Правда, по словам Голомолзина, модернизация нефтеперерабатывающих мощностей в России изменит ситуацию: объемы выпуска нефтепродуктов увеличатся, а акцизы начнут снижаться, чтобы у переработчиков появился стимул выпускать более качественное топливо. Перед ними стоит задача в 2015 году перейти на выпуск бензина стандарта Евро-5, для которого предусмотрена ставка акциза на уровне примерно 5 тыс. рублей за тонну. При этом акциз на бензин стандарта Евро-3 составляет 10-11 тыс. рублей.

Получается, что реальные условия для снижения цен на бензин в России появятся не раньше 2015 года, а пока потребителям придется платить по максимуму, оплачивая в том числе и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. В итоге стоимость топлива на заправках будет расти.

Напомним, что в прошлом году рост стоимости нефтепродуктов был рекордным, несмотря на штрафы за монопольное повышение цен, которые накладывала на нефтяников ФАС. По итогам года, как сообщает служба, нефтяники заплатили около 20 млрд. рублей штрафов, и эти деньги уже поступили в бюджет. Кроме того, в конце 2011 года начислено еще более 4 млрд. рублей, которые будут перечислены в бюджет в этом году.

И, тем не менее, по данным Росстата, потребительские цены на бензин в период с января по декабрь выросли на 13,8 %, что в два раза выше уровня инфляции. Как считают эксперты, причина этого кроется не только в дорожавшей нефти и повышении налогов, но и в "ручном управлении" рынком со стороны государства.

По мнению большинства экспертов, в нынешнем году цены на топливо тоже пойдут в рост, и скорее всего, он начнется ближе к осени, когда нефтяники, опускавшие цены ниже себестоимости в первые два квартала года, захотят компенсировать убытки и получить прибыль. Как прогнозируют аналитики, стоимость топлива еще до середины года может вырасти на 4-5 %, а по его итогам рост составит около 15 %, при прогнозируемой инфляции в 5 %. Так что это предвыборное сдерживание цен со стороны правительства – "медвежья услуга" потребителям.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий