Сегодня в Волгограде состоялось очередное заседание рабочей группы по подготовке к первому чтению проектов Устава области, которыми предусматривается создание правительства региона. Никакой оговорки нет: именно проектов, ибо их два. Первый, подготовленный депутатами областной думы, был внесен на рассмотрение еще в июне прошлого года, а второй был внесен вчера губернатором области Сергеем Боженовым.
Как заявляют разработчики и первого варианта законопроекта, и второго, новый Устав направлен на создание новой, эффективной модели механизма государственной власти региона на основе принципа разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной власти. Систему органов государственной власти Волгоградской области образуют: Волгоградская областная Дума - законодательный(представительный) орган государственной власти Волгоградской области; Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области; Правительство Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области; иные исполнительные органы государственной власти.
«Вопрос создания правительства в регионе обсуждается не первый год. И нас очень радует, что сейчас взгляды депутатов и губернатора на развитие власти в Волгоградской области совпадают практически полностью, - сказал Владимир Попов.- Причем, если ранее парламентарии не могли договориться по ряду вопросов с предыдущими областными администрациями, то теперь с исполнительной властью есть полное взаимопонимание. Например, мы сходимся в том, что председатель правительства и губернатор – это не одно лицо, а два разных человека. На наш взгляд, это принципиально. Близки наши позиции и по многим другим вопросам. Те расхождения во мнениях, которые имеют место, вполне могут быть разрешены в процессе консультаций или непосредственно во время обсуждения законопроекта на заседании Думы», - убежден один из главных разработчиков думского варианта региональной конституции, председатель комитета по бюджету, налогам и финансовой политике Владимир Попов.
С большой, очень большой долей вероятности можно предположить, что так оно и будет. Но есть несколько принципиальных разночтений, что и может стать предметом не только дискуссий, но и поводом для того, чтобы в очередной раз отложить рассмотрение проектов. Напомним, что так и случилось, когда прежний губернатор Анатолий Бровко согласился с требованием депутатов облдумы создать правительство в области, но о том, каким оно должно быть, парламентарии и прежний глава региона так и не договорились. Почему?
Как известно, Устав области содержит в себе несколько разделов, среди которых есть и такой: исполнительная власть. Депутаты ставили перед собой цель: добиться контроля над кадровой политикой губернатора. Для этого вводилась норма, в соответствии с которой губернатор выносил на согласование депутатов не только кандидатуру председателя правительства области, но и ключевых министров. В проекте, подготовленном государственно-правовым управлением прежней администрации региона, все властные полномочия должны были оставаться в руках губернатора. Он становился бы премьер-министром, определял т финансовую политику и назначал бы не только членов правительства, но и своих ключевых заместителей без согласования с думой. Депутаты сочли, что при таком раскладе их права ограничиваются, а в администрации области были убеждены, что депутатским проектом ограничиваются полномочия высшего должностного лица. Спорили - спорили, дотянули до кампании по выборам депутатов Госдумы, а там уже не до правительства области было.
Несложно, однако, заметить, что и в проекте нынешнего губернатора Сергея Божко к компетенции областной думы отнесено, в частности, следующее: «согласование назначения на должность по представлению Губернатора Волгоградской области Вице-губернатора- Председателя Правительства Волгоградской области; выражение недоверия Вице-губернатору-Председателю Правительства Волгоградской области». Нигде не говорится о том, что ключевые фигуры правительства утверждаются областной думой.
Более того, правительство Волгоградской области, как говорится в нынешнем губернаторском проекте закона, ответственно перед областной думой по вопросам исполнения региональных законов, но подотчетно исключительно губернатору Волгоградской области. Есть, правда, одна существенная особенность. Она в том, что оба проекта предусматривают такую норму: формирование правительства происходит не только в соответствии с Уставом, но и с законом области. То есть, специальным законом о правительстве, работа над которым еще предстоит. Но негласная практика такова, что без предварительных договоренностей о принципах и деталях этого формирования ни депутаты, ни исполнительная власть области в лице губернатора и его свиты, которая по определению «делает короля», принятие Устава хотя и может состояться, но оно расколет и думу, и окружение губернатора. Да и сам Сергей Боженов в этом случае получит серьезную головную боль. Почему?
Как известно, он и до вступления в должность, и во время инаугурации повторял, что ставит перед собой задачу объединить элиты во имя процветания области и благополучия ее жителей. Один из путей объединения этих элит (или их разъединения) кадровая политика. Кадровая политика Сергея Боженова сегодня не заявлена практикой, даже если считать таковой назначение на должность первого вице губернатора главы администрации Алексеевского района Олега Керсанова и увольнение по собственному (?) желанию некоторых членов команды бывшего губернатора. Новый Устав области, предполагающий наличие правительства, позволит Боженову приступить к радикальной то -ли зачистке этой команды, то - ли к расстановке своих людей на все ключевые (хлебные, как говаривали в известные времена) людей. Не будем при этом забывать, что, в частности, полномочия нынешних вице-губернаторов продлены только до 30 марта.
Безусловно, что на расстановку кадров повлияют и итоги выборов президента: улучшение процентных показателей по сравнению с выборами депутатов Госдумы и есть одна из партийных и государственных задач, поставленных на этом этапе Сергею Боженову. Но тем более известная часть депутатского корпуса не хотела бы остаться в стороне от процесс. И не останется - работа по согласованию интересов идет полным ходом. И тут стоит вспомнить фразу, которую бросил в журналистские массы губернатор сразу после того, как на заседании думы его кандидатура была поддержана большим числом депутатом, чем предполагали наблюдатели и, что не исключено, ожидал и сам оденов. Я не исключаю, сказал уже утвержденный губернатор, что в правительство войдет несколько депутатов нынешнего состава думы.
Кстати, эта мысль им уже озвучивалась, но на подступах к креслу. Ее повторение - уже не протокол о намерениях, а, скорее, уже прямой сигнал: «ребята, давайте жить дружно». А с чего начинается дружба? Если верить детской песне, то с улыбки. А вот между губернатором и депутатским корпусом? В данном случае - с договоренностей о месте под солнцем, которые в проектах Устава сформированы как принцип разделения властей.
Может ли здесь присутствовать индивидуальный интерес или интерес группы интересов? Может, конечно, и наверняка присутствует. Ровно так же, как он присутствует в спорах о некоторых положениях Устава, определяющих порядок избрания председателя областной думы и его освобождения от должности. Если первая норма прописана в федеральном законе и обязательна для регионов, то вторая, освобождение председателя от должности, определяется исключительно региональной уставной нормой. И тут в вариантах проектов, рассматриваемых в думе, согласия нет
Проект губернатора предполагает, что «решение об освобождение от должности председателя Волгоградской областной Думы принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Волгоградской областной думы». Сами депутаты прописывают норму, в соответствии с которой председатель думы освобождается от должности в таком же порядке, как и избирается. То есть, для освобождения от должности достаточно «боле половины голосов от установленного числа депутатов».
Надо заметить, что подобная норма неоднократно менялась поправками в Устав. Надо было в свое время снять с должности председателя облдумы Романа Гребенникова, изменили норму: было две трети голосов, а стало более половины. Затем опять внесли поправку - увеличили до нормы две трети голосов. Правда, в случае с Гребенниковым было проще, поскольку он занял должность с нарушением норм федерального законодательства, не набрав более половины голосов от установленного числа депутатов. Но роль сыграл не этот «пустячок» - просто в исполнительной власти области и в областной думе изменилась политическая конъюнктура - и решение об изменении в Устав этой нормы было принято.
Сегодня, видимо, желание определенной части депутатов вновь вернуть статью Устава о порядке освобождения председателя облдумы от должности в прежнее русло есть отражение борьбы за все то же место под солнцем между фракциями облдумы. Определяющее значение в итогах этой борьбы интересов будет иметь позиция фракции «Единая Россия» - самой крупной в думе, и в недрах которой идея обозначенной нормы и родилась. Идея попала на благодатную почву - у фракций появляется надежда иметь своих представителей на ключевых должностях законодательного собрания.
Как будут развиваться события - покажет время и, опять-таки, проценты, которые получит область на президентских выборах. При положительном для Боженова результате он может и не поддержать инициативу «ретивых думских единороссов», а при неблагоприятном исходе ему понадобятся «козлы отпущения» и демонстрация того, что он намерен жесткой рукой навести порядок «в доме».
С учетом массового недовольства властью в стране и трендом на демократичность, создается как бы демократичный механизм назначений. Если губернатор будет согласен, чтобы согласовывалась должность не только председателя правительства, но и его заместителей, тогда это можно было бы расценить как реальный шанс демократически подойти к распределению полномочий», - считает, оценивая ситуацию с рассмотрением проекта Устава области политолог Андрей Рогожин.
С этим можно согласиться. Но совсем нелишним было бы вспомнить о том, что принятию нового Устава области, а, по сути, это так и есть, должны предшествовать публичные слушания. В соответствии с трендом на перезагрузку отношений между властью и гражданским обществом это могло бы стать частью того фундамента, на котором между властью и обществом должна начинаться если не дружба, то возникать хотя бы доверие. Хотя бы относительное доверие - о другом пока говорить на приходится.